
В Оренбурге вынесли приговор экс-начальнику УЖКХ мэрии Оренбурга Анатолию Байкарову
23 мая Центральный районный суд Оренбурга огласил приговор бывшему начальнику УЖКХ городской мэрии Анатолию Байкарову. Его обвиняли в халатности при заключении контрактов на отлов собак (что привело к гибели мальчика от клыков псов), а также в халатности при игнорировании многочисленных жалоб жильцов дома по улице Мирнинской — это закончилось пожаром.
Итог по халатности с псами — 2 года колонии-поселения, которые заменили на принудительные работы в исправительном центре. По «карточному домику» на Мирнинской — оправдательный приговор. Рассказываем, что происходило в зале суда, а также разбираемся и вспоминаем подробно, о чем именно идет речь.
Страшный крик и бессилие
16 апреля 2023 года всю Россию потрясла трагедия, произошедшая в Оренбурге: за гаражами на улице Кольцевой бродячие собаки растерзали 8-летнего мальчика.
Погибший школьник воспитывался в многодетной приемной семье, хорошо учился, а в тот страшный день вернулся с уроков и пошел вместе с другом по соседским квартирам собирать пасхальные угощения.

Место гибели школьника
За гаражами недалеко от собственного дома на них напала свора собак, которых регулярно подкармливали неравнодушные любители животных. Приятелю юного оренбуржца удалось убежать, а вот мальчик отбиться не смог — псы попросту разорвали ему лицо и шею. Смерть наступила практически мгновенно: школьник пытался кричать и звать на помощь, но очевидцы не смогли отбить его от собак.

Бежать школьнику было некуда

В кадре — ботинок погибшего мальчика
В СУ СК РФ по Оренбургской области сразу же возбудили уголовные дела по двум статьям: «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека» и «Оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека». Дело взяли на контроль главный следователь России Александр Бастрыкин и региональный прокурор Руслан Медведев.
Бывший губернатор Оренбургской области Денис Паслер тогда заявлял, что меры, которые предусматривает законодательство, недостаточны, а чипирование животных не является гарантией безопасности людей.
Ответственный или «стрелочник»?
Через 2 дня после трагедии, 18 апреля 2023 года, следователи задержали Анатолия Байкарова, который в то время возглавлял Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии Оренбурга (был назначен на эту должность лишь в августе 2022-го, до этого работал с приставкой и. о.).
Обыски и следственные действия прошли на рабочем месте Байкарова, а также в АНО «Мы нашли вам друга», занимавшейся тогда отловом собак. Свидетелями по делу опросили главу Оренбурга Сергея Салмина (сейчас — в зоне СВО), а также его бывшего первого зама Алексея Кудинова (уже не работает в мэрии).
Кадры задержания Байкарова и следственных действий в АНО «Мы нашли вам друга»
Следователи ходатайствовали о заключении чиновника под стражу и утверждали, что за заключение контрактов на отлов собак отвечало именно УЖКХ, а сами договоры были составлены ненадлежащим образом.
— На основании предоставленной возглавляемым им управлением информации было предоставлено финансирование для отлова 581 особи, что почти в 30 раз меньше реальной потребности, о которой ему было известно. Работа по отлову собак по жалобам граждан не была выстроена. На организацию, выигравшую конкурс, не возлагались никакие обязанности по отлову собак в соответствии с сигналами граждан. От жителей Оренбурга неоднократно поступали сообщения в ЕДДС города с жалобами на безнадзорных животных, которые оставались без внимания, — сообщали в региональной прокуратуре.

Байкарова не стали заключать в СИЗО
Ленинский районный суд отправил Анатолия Байкарова под домашний арест.
В ходе заседания по избранию меры пресечения стало известно, что Байкаров еще до трагедии сам неоднократно настаивал на строительстве приюта для бездомных животных, где могли бы содержаться бродячие собаки, а также обращал внимание на то, что из областного бюджета на отлов псов выделяется слишком мало средств. Но получил на это ответ Минсельхоза, что выделенных 2,5 млн рублей для города вполне достаточно (напомним, прямо сейчас ни один подрядчик не хочет отлавливать собак даже за 30 млн рублей). Но, несмотря на всё это, чиновник продолжал работать.
Также в пользу того, что не надо отправлять Байкарова в СИЗО, суд тогда принял к сведению, что он женат, у него есть несовершеннолетний сын и глухонемые родители. В начале мая 2024-го экс-начальник УЖКХ написал заявление на увольнение по собственному желанию.

Зоозащитники ведут настоящую «войну» с чиновниками и депутатами
«Война» зоозащитников
После гибели 8-летнего мальчика в Оренбурге активизировались так называемые догхантеры — трупы собак начали находить прямо на улицах с завидной регулярностью. Страдали и домашние собаки на выгуле. А чиновники и депутаты только после трагедии начали решать проблему с бродячими псами.
Депутат Законодательного собрания Оренбургской области Иван Кочугуров разработал законопроект, согласно которому отловленных собак ждала эвтаназия, но зоозащитники (не гнушавшиеся слать Кочугурову пожелания смерти), заручившись поддержкой «звездных» юристов Сергея Егорова из Новосибирска и Светланы Зиберт из Москвы, смогли через Оренбургский областной суд отменить законопроект заксоба. Он оказался «сырым» и не до конца проработанным.

Зоозащитники атаковали в соцсетях автора первого закона об эвтаназии бродячих собак Ивана Кочугурова
В ходе одного из заседаний зоозащитница-слушатель критически высказалась о гибели мальчика на улице Кольцевой.
— А мальчик ваш, мальчик ваш сам хорош был, понятно? Вот и получил, что заслужил. Мне лично не жалко этого мальчика. Я знаю, какой он был. Собаки лучше, чем люди! — прямо на камеру кричала тогда женщина. Иван Кочугуров рассказывал корреспонденту 56.RU, что ему стоило больших усилий не отреагировать на это резко.
В этом случае последствий для женщины не было (кроме того, что от нее «открестились» соратники по борьбе за права животных), а вот незадолго до громких фраз была наказана другая сторонница зоозащиты, еще в более жесткой форме утверждавшая, что погибший школьник сам виноват в случившемся.
Она говорила в соцсетях, что мальчик якобы «заливал псам в глотку монтажную пену и сжигал щенков на костре». Приемная мать погибшего подала в суд иск на миллион рублей, требуя взыскать эту сумму из-за клеветы. Суд признал слова блогера порочащими честь и достоинство и обязал женщину заплатить семье мальчика 700 тысяч рублей.

Судебное заседание по экстраординарной ситуации из-за бродячих собак несколько раз переносилось
Уже после чиновники и депутаты разработали законопроект о возможности введения режима экстраординарной ситуации из-за бродячих собак. Сейчас он действует более чем в 10 муниципалитетах области.
И в этот раз зоозащитники (устраивавшие на заседаниях настоящие «представления») пытались оспорить закон, но проиграли: в Оренбургском областном суде отклонили их иск — в регионе собак, которых не заберут через 10 дней после отлова, ждет эвтаназия.
Но это если их вообще отловят: как уже сообщал 56.RU, ни один из подрядчиков не захотел заниматься бродячими псами в Оренбурге даже за 30 млн рублей, причем такая судьба постигла сразу два тендера на «Госзакупках».

Еще одно обвинение в деле Байкарова касается «карточного домика» по улице Мирнинской
«Пока петух не клюнет»
Если в первом случае Анатолию Байкарову следствие вменяло халатность, повлекшую по неосторожности смерть человека (часть 2-я статьи 293 УК РФ), то во втором — халатность, повлекшую причинение крупного ущерба (часть 1.1 той же статьи 293 УК РФ).
Речь идет о доме для переселенцев из аварийного жилья по улице Мирнинской в поселке Кушкуль. Следствие уверено, что Анатолий Байкаров проигнорировал многочисленные жалобы жителей дома и уклонялся от исполнения судебного решения по его капитальному ремонту.
Итог — аварийная работа электросети и пожар, чудом обошедшийся без пострадавших. Это произошло 3 декабря 2022 года. Ущерб мэрии Оренбурга — около 88 миллионов рублей: именно такую сумму чиновники потратили на повторное расселение погорельцев.

Последствия пожара
Об этом злополучном доме корреспонденты 56.RU тоже рассказывали: на скамье подсудимых Центрального районного суда Оренбурга по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, оказался Александр Карамышев — фактический руководитель ООО «Теплый квартал». Именно он занимался возведением «карточного домика» на Мирнинской, проблемы с которым, по версии силовиков, игнорировал именно Анатолий Байкаров.

Байкаров может лишиться свободы на срок до 5 лет
Реальный срок, замененный на принудительные работы
Уголовное дело Анатолия Байкарова было передано в Центральный районный суд Оренбурга 10 января 2024 года. С того момента прошло порядка 60 заседаний, которые проходили в закрытом для прессы режиме из-за того, что дело касается гибели несовершеннолетнего.

Анатолию Байкарову огласят приговор 23 мая
5 мая 2025 года судья Вадим Солопьев удалился в совещательную комнату для постановления приговора. 23 мая он озвучил вердикт экс-чиновнику, ныне работающему мастером участка у индивидуального предпринимателя. На заседание Байкаров приехал вместе с адвокатом Римой Сайфуллиной. Никого со стороны потерпевших в зале не было.

Кроме Байкарова и адвоката, никто на заседание не приехал

Судья зачитывал приговор больше 10 минут
Гособвинитель просил назначить Анатолию Байкарову по эпизоду с домом на Мирнинской 1 год 11 месяцев исправительных работ (но прекратить дело за истечением сроков давности), а по эпизоду с погибшим мальчиком — 4 года 11 месяцев заключения в колонии-поселении и запрет на работу в сфере госслужбы на 3 года.
В итоге по эпизоду с Мирнинской экс-чиновника оправдали (и у него есть право на реабилитацию), а по эпизоду с халатностью при заключении контрактов на отлов бродячих собак его признали виновным. Вердикт суда — 2 года колонии-поселения, но замена на принудительные работы в исправительном центре на тот же срок.

Итог — принудительные работы в исправительном центре
Из итогового наказания вычитается время, которое Байкаров провел под домашним арестом и подпиской о невыезде. Прибыть в исправительный центр он должен в течение 10 суток с момента вступления приговора в законную силу. Также он должен выплатить компенсации морального вреда пострадавшим — от 30 тысяч до миллиона рублей. И получил запрет на работу в сфере государственной службы на 2 года.
Кроме того, судья указал и. о. главы Оренбурга Вячеславу Объедкову и нынешнему начальнику УЖКХ городской мэрии Артему Учкину на ненадлежащее исполнение обязанностей по обращению с животными без владельцев.
Байкаров отказался от любых комментариев
Анатолий Байкаров подтвердил, что ему понятен приговор, но от любого общения с журналистами отказался. Будет ли он подавать апелляционную жалобу, станет известно не ранее чем через 5 суток — только после того, как решение суда в письменном виде доставят ему на руки.
«Козел отпущения»
Депутат Госдумы, председатель комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина рассказала 56.RU, что, по ее мнению, Анатолий Байкаров в этом деле выбран крайним.
— Понимаете, дело в том, что наше законодательство не позволило осуществить всё то, что мы предлагали, чтобы убрать бездомных собак с улиц. Безвозвратного отлова сейчас нет. Депутаты Законодательных собраний, губернаторы поддержали нашу инициативу по изменениям в федеральные законы о безвозвратном отлове, однако федеральное правительство до сих пор не дало заключения. Поэтому обвинять одного человека в том, что политической воли нет у тех, кто во власти, кто обязан защищать наших детей, — это действительно делать из человека козла отпущения, — считает Нина Останина.
Справедлив ли приговор Анатолию Байкарову?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!