Многие регионы России (в основном, приграничные с Украиной) атакуют дроны-беспилотники. 20 марта они в очередной раз атаковали Белгородскую область, также от ударов страдают в Курской, Воронежской областях, прилетают «птички» даже в Москву. Как ранее рассказывали коллеги из 63.RU, 16 марта впервые с начала спецоперации беспилотники прилетели в соседнюю с Оренбуржьем Самарскую область. Целью БПЛА были нефтеперерабатывающие заводы в Сызрани и Новокуйбышевске, говорил тогда губернатор Дмитрий Азаров.
Могут ли оренбуржцы увидеть дроны в небе над нашим городом? Этот вопрос корреспондент 56.RU задал военному эксперту, полковнику, профессору кафедры ракетных войск и артиллерии общевойсковой академии ВС РФ Виктору Литвиненко.
— Дальность нахождения Оренбурга от границы с Украиной составляет порядка 1200–1400 километров. Беспилотники могут долететь до вашего города, но не все. БПЛА разведывательного характера имеют ограниченную дальность назначения — до 50–60 километров, некоторые до 100 — такие до Оренбурга, естественно, не долетят. А те, которые могут появиться в небе — оперативно-тактического и стратегического назначения. Как правило, они летят не в одиночку, их запускают сразу несколько. Часть из них будет брать на себя удары ПВО, часть — электронного назначения, для принятия сигналов, часть — поражающего назначения. Как правило, это американские БПЛА, либо модификации израильских, — рассказал 56.RU Литвиненко.
По словам эксперта, за счёт спутниковых систем противники вскрыли местонахождение многих объектов промышленного назначения, находящихся на территории России. Есть такие и в Оренбургской области, например, производственное объединение «Стрела», завод «Инвертор» или гелиевый завод. Виктор Литвиненко уверен, что каждый владелец подобных крупных объектов обязан за счёт своей внутренней охраны создать надёжную систему защиты, а не надеяться только на ПВО (хотя, Оренбург, безусловно находится под защитой).
— Противник достаточно активно использует имеющиеся средства во многих регионах. Вот, в Белгородскую область заходили разведывательные группы, в Запорожскую область пытались. Тенденция идёт к тому, что надо показать заокеанским хозяевам, что взяты территории русской земли, и поэтому начинаются нападения на такие города, как ваш.
«Пока попытки безуспешны, но они осуществляются»
В государственной системе уже отрабатываются вопросы, что предприятия, имеющие военное или военно-промышленное значение, должны охраняться в том числе и силами самообороны, которые есть на самом предприятии.
Низко летящий БПЛА можно сбить из стрелкового оружия, что сейчас успешно применяют ребята на фронте. Ружья для посадки беспилотников имеют, как правило, два диапазона, и зачастую бывают бесполезны, так как дроны могут быть настроены на совершенно разных радиочастотных каналах, и их нельзя посадить или направить в сторону. На такие ружья можно устанавливать самое обычно стрелковое оружие, и это будет эффективно, — рассказывает эксперт.
Также Виктор Литвиненко считает, что в регионах обязательно должно быть взаимодействие между населением, административной властью и военными, которые располагают вопросами ПВО.
— Это позволит гражданским властям укрыть часть стратегических объектов таким образом, чтобы те имели маскирующие свойства. БПЛА работают по координатам, и если часть объекта будет скрыта теми же маскировочными сетями или аэрозольными завесами, а также будет создана имитация объекта в другом месте, где ничего нет, то от него можно отвести удар. Я думаю, именно эти направления обороны от беспилотников сейчас являются самыми главными, — заключил Литвиненко.
Военный эксперт, политолог по международным военно-политическим и военно-экономическим проблемам Василий Кашин тоже считает, что в Оренбургской области необходимо заранее принимать превентивные меры и защищать стратегические объекты. Цель запусков БПЛА — посеять панику и нанести максимальный урон.
— Исключать прилёт БПЛА в Оренбург нельзя. Сильно повредить большинство объектов такие беспилотники не могут, поэтому, они бьют туда, где можно вызвать пожар и дальнейшие разрушительные последствия. Наиболее в опасном положении, как мы видим, предприятия нефтехимии. Те предприятия, где нет концентрации горючих взрывоопасных веществ, повредить сложнее, потому что крупному заводскому цеху эта маленькая боевая часть большого ущерба не нанесет, — рассказал 56.RU Василий Кашин.
Эксперт уверен, что запускать БПЛА могут не только с территории Украины, но и непосредственно из России — существует фактор диверсионных групп. Беспилотник летит на предельно низкой высоте и имеет малую отражающую способность, поэтому, необходимо увеличивать плотность радиолокационного поля и ПВО, считает Кашин. По его мнению, когда это будет доведено до определенного уровня, дроны удастся сбивать массово, например, как в Москве.
Отметим, согласно указу губернатора Оренбургской области Дениса Паслера, в регионе с 1 января 2023 года запрещено использование частных БПЛА. Исключение — государственные беспилотники (разрешение можно получить по согласованию с властями).