Животные Эвтаназия для бродячих собак проблема «Корни проблемы гораздо глубже»: зоозащитник, кинолог и ветеринар — о законе ОСВВ и эвтаназии бродячих собак

«Корни проблемы гораздо глубже»: зоозащитник, кинолог и ветеринар — о законе ОСВВ и эвтаназии бродячих собак

Профессионалы считают, что изменения необходимо вносить в федеральное законодательство, а не судиться в регионах

Зоозащитники, кинологи и ветеринары — о законе ОСВВ и эвтаназии бродячих собак

Зоозащитники из Оренбурга успешно оспорили закон об эвтаназии бродячих животных, принятый в регионе 1 июля. Они просили признать его частично недействующим в одном пункте: поголовно невостребованных животных умерщвлять нельзя.

По мнению зоозащиты, это нарушает нормы федерального законодательства и их права. Закон был принят по инициативе депутата Законодательного собрания Оренбургской области Ивана Кочугурова (после этого тот стал получать угрозы от зоозащитников и теперь просит ввести термин «зоотерроризм»). В нем говорится, что тех животных, которых не забрали из пунктов временного размещения, нужно усыпить.

В интернете будет размещаться информация обо всех отловленных псах с фотографией и приметами, и следующие 22 дня будут для животного судьбоносными. Если собаку пожелает кто-то забрать, то после завершения карантина ее маркируют и вакцинируют (стерилизация — по желанию нового хозяина), также право забрать собаку есть у приютов. Если же за три недели хозяин найден не будет, то собаку безболезненно усыпят. Подобный принятый закон в Якутии встретили аплодисментами.

Однако Конституционный суд, куда уже дошли с аналогичными требованиями к своему региональному закону зоозащитники из Бурятии, разъясняет: можно усыплять только агрессивных животных в «экстраординарных ситуациях». И в Бурятии, и в Оренбурге на стороне зоозащитников выступал юрист Сергей Егоров из Новосибирска. Он прокомментировал 56.RU, в чем суть спора.

Сергей Егоров и представитель АНО «Дорога домой» в Оренбургском областном суде

«Ваши чиновники ничего не делают»

Сергей Егоров доволен, что суд и прокуратура согласились с его доводами о том, что нельзя убивать всех животных, которые попали в пункты временного размещения и там остались, то есть стали невостребованными.

— Наш коллективный иск (более двухсот человек) удовлетворен в полном объеме, а иск АНО «Дорога домой» удовлетворен частично. На наш взгляд, в Оренбургской области работа, связанная с животными без владельца, недостаточна. Это не только программа ОСВВ (Отлов — Стерилизация — Вакцинация — Возврат. — Прим. ред.), но и сложности с заключениями муниципальных контрактов на отлов. Мы понимаем, что стерилизованные собаки будут умирать естественным способом, и их поголовье не будет увеличиваться. Но у вас в регионе решили просто убить всех собак: ученые говорят, что это не работает, популяция восстановится, и всё вернется на круги своя. Ключевая проблема — защита жизней людей — не решится, — рассказал Егоров.

По его мнению, программа ОСВВ отлично работает в соседнем Татарстане.

— Я знаю, что ваши чиновники ездили в Казань, где эти проблемы обсуждались, Татарстан опыт свой привел. Ваши же чиновники сказали, что мы будем собак убивать, закон принят, мы довольны, сейчас мы всё решим. Понимаете, два региона рядом, где одни всё делают и все работают, а другие… я считаю, ничего не делают. Нужно принимать положительный опыт других регионов, проблему решать. Я уверен, что с этим можно справиться, в том числе в Оренбургской области, — считает юрист.

представители заксоба, правительства Оренбуржья и аппарата губернатора

В ходе судебного заседания представители правительства и заксоба Оренбургской области утверждали, что та самая «экстраординарная ситуация», о которой говорил Конституционный суд, уже возникла в регионе. Это и порядка 17,5 тысячи бродячих собак (по подсчетам Минсельхоза), и смерть восьмилетнего школьника от клыков псов в Оренбурге. Это произошло 16 апреля 2023 года в гаражах на улице Кольцевой. Мальчик не смог отбиться от стаи, он скончался на месте. Именно после этого было возбуждено уголовное дело по факту халатности, и в Оренбуржье впервые серьезно заговорили о недостаточности мер, действующих в регионе.

Позиция чиновников

— Хочу отметить, что закон об ответственном обращении с животным вовсе не о том, что государство обязано содержать. Он об ответственном обращении с животными всего общества. И наш закон предусматривает, что собака отлавливается, вакцинированное здоровое животное государство может передать любому гражданину. Ответственность любого гражданина — зайти на сайт и забрать собаку, всё наше общество должно нести ответственность за эту собаку, — говорили представители Законодательного собрания на суде.

Чиновники обжалуют решение суда в части отмены пункта закона, но и зоозащитники продолжат работу в правовом поле в любом случае: и если из закона исчезнет спорный пункт, и если будет принят новый.

— Мы проанализировали положение Конституционного суда по этому вопросу. Оно абсолютно не подтверждает подход ваших властей. Поэтому, если будет изменение в закон в этой части, либо новый закон, нам придется и его тоже обжаловать. Неправильно обвинять во всех бедах зоозащитников при полном попустительстве и бездействии местных чиновников. Вот этот культ насилия, культивируемый фактически в вашем регионе, ничему хорошему в будущем не приведет. У детей будет поломанная психика, и они будут ожесточены. Для них, если жизнь собаки ничего не стоит, завтра жизнь человека не будет ничего стоить. И вообще, хотелось бы не судиться с властями, а договариваться, — говорит Сергей Егоров.

Профессиональные кинологи тоже прокомментировали ситуацию

«Корни проблемы гораздо глубже»

После решения, озвученного судьей Оренбургского областного суда Татьяной Дорохиной, получилось так, что поголовно животных, попавших в пункт временного размещения, в Оренбургской области усыплять нельзя, но можно проводить эвтаназию тем, кто проявляет «немотивированную агрессию».

По мнению Сергея Егорова, немотивированная агрессия у собак может проявиться только из-за серьезного заболевания, а в остальных случаях собака рычит и нападает из-за голода и действий самого человека. В Оренбуржье выявлять признаки немотивированной агрессии по новому закону будут в течение трех дней. Зоозащитники считают, что такого срока недостаточно для выявления агрессии. 56.RU поговорил с двумя опытными кинологами.

Ирина Фёдорова уверена, что трех дней для выявления немотивированной агрессии у собаки абсолютно достаточно.

— Если человек занимается данным делом профессионально, он знает, как спровоцировать собаку, и так далее. И уже на этом фоне посмотреть ее поведение. Если собаку взять и три дня с ней находиться и общаться, то уже в первый день знакомства по некоторым повадкам можно всё понять. Далее вывести ее в город, и вот тебе крики, шум, кто-то пострелял петардами элементарно, пошел навстречу каким-нибудь собакам — и ты всё поймешь. Этого будет, в принципе, достаточно, но потом в третий день какие-то моменты для себя отточить, понять, можно некие выводы сделать, насколько собака стрессоустойчива, насколько проявляет агрессию к людям и к себе подобным, — считает кинолог Ирина Фёдорова.

Ветеринарный доктор, эксперт международной категории по всем породам собак Владимир Уражевский уверен, что проблема гораздо глубже, и решать ее нужно на уровне федерального законодательства. Он считает, что закон ОСВВ — сырой и недоработанный.

— Он не работает. Мы это сказали еще в первый день, писали даже в Совет Федерации, туда нужно было вносить поправки. Когда закон принимают, чиновники должны слушать профессионалов, в том числе кинологов, но Бурматов (депутат Госдумы РФ, выступающий в защиту бродячих собак) всё делал для того, чтобы не слышать. Нет ни единой законодательной базы, ни базы собак.
В России менталитет такой, что, когда собака выпускается на улицу, это считается добром. Никто ее потом не прививает, не следит за ней, не кормит. Она погибает от болезней, от голода, от холода. Это добром считается. Во всём мире так не считают. Почему еще не работает закон ОСВВ? У нас зоозащиты нет как таковой, здравой, никакой в России. У нас есть крайности, вот все их называют по-разному, разными словами. В федеральный закон необходимо срочно вносить поправки, — уверен Уражевский.

По мнению ветеринара, как минимум необходимо не только ввести единую базу собак, но и после чипирования обязательно вакцинировать животное, строить больше приютов (и не таких мизерных размеров), а также сделать более прозрачной работу подрядчиков, занимающихся отловом (как и следить за квалификацией их сотрудников).

Как нужно поступать с бродячими животными в России?

Закон ОСВВ работает, проблема в работе региональных чиновников
Закон ОСВВ нужно менять, рыба гниет с головы
В регионах, где наиболее сложная ситуация, нужно разрешить усыплять собак
Я за возврат отстрела
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
17
ТОП 5
Мнение
«Многие не выдерживают и идут к частникам»: врач — о работе в городской поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
«Как-то она прятала перепившего ученика в шкафу»: журналист — о звонке любимому учителю
Анонимное мнение
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Отношение к русским, цены на жилье и тоска по дому: российский инженер перебрался в Барселону — как ему там живется?
Анонимное мнение
Мнение
Одни боятся, другие женятся: откуда взялись мифы вокруг пятницы 13-го и что делать в этот день — объясняет нумеролог
Алина Шадрина
Рекомендуем
Объявления