Режиссер: Нил Бломкамп
В ролях: Шарлто Копли, Джейсон Коуп, Натали Болтт, Сильвен Страйк, Джон Саммер, Уильям Аллен Янг, Грег Мелвилл-Смит, Ник Блейк и другие.
В восьмидесятых над Йоханнесбургом терпит крушение инопланетный корабль, зависает в воздухе и не подает никаких признаков присутствия жизни. Власти снаряжают к кораблю делегацию, где та обнаруживает популяцию истощенных и умирающих инопланетян. Гости, в принципе, безобидны и не агрессивны, – их спускают на Землю и разбивают лагерь, дав все условия для жизни. Так проходит 20 лет под контролем MNU, организации, изучающей инопланетян-«моллюсков» и подспудно ищущей способ от них избавиться – технические достижения гостей особой пользы не приносят, а вот их постоянно растущая численность способствует паразитированию криминала в Районе №9, да и между собой у них все не слава богу.
Одним солнечным днем правительство, подначиваемое народом, который устал терпеть беспорядки из-за пришельцев, решает выселить хулиганов в новую резервацию, усиленно охраняемую и более безопасную для всех. Для проведения такой сложной операции MNU назначает главным лоховатого Витуса Ван де Мерва. Ему в сопровождении пары неуравновешенных вояк и таких же мягкотелых чиновников нужно пройтись по всем трущобам района, чтобы собрать согласие со всех пришельцев на выселение. С помощью мотыги и «такой-то матери» чиновник наконец добирается сквозь трущобы, где царит зыбкий и еле уловимый мир, до домика с самым умным пришельцем, где по своей врожденной глупости брызгает на себя какой-то инопланетной жидкостью, из-за которой в скором времени начинает мутировать в «моллюска». С каждым часом превращаясь в «самый дорогой артефакт для бизнеса», Витус не находит другого места для укрытия, как опасный, кишащий пришельцами девятый район.
Даже добравшись до этого момента в сюжете, нельзя утверждать, что основа фабулы представлена. Рассказывать, что такое «Район №9» Питера Джексона и Нила Бломкампа – слишком трудно, долго и бессмысленно.
Это 30 миллионов долларов – смехотворный бюджет для двухчасовой махины, выросшей из выпускной короткометражки Бломкампа. Причем немалая его часть явно ушла на маркетинг проекта: вирусный, хорошо продуманный, вездесущий. Но даже с этим фильм четко вписывается в общую линейку с лучшим широкоэкранным видео: даже с ограниченными ресурсами «Район №9» подогревал зрительский интерес не хуже двухсотмиллионных блокбастеров, по большей своей части не являющих на эти деньги и сотой доли социальной проблематики, поднятой в картине Бломкампа.
Это ни одного мало-мальски известного лица: вероятно, следствие малобюджетности. Но еще более вероятно – для реалистичности. «Незвездность» – хорошо зарекомендовавший себя кастинговый прием, и пускай актеры тешат себя мыслью о хорошем карьерном толчке, а я, пожалуй, потешусь практически сбывшейся мечтой о более высокой цели, поставленной создателями.
Это шедевральная псевдодокументалка, уже плюнувшая дальше «Монстро» и «Ведьмы из Блэр», которые на фоне межпланетной драмы выглядят напуганными. Большая часть фильма – интервью с Витусом и другими сотрудниками MNU, рассказывающими полную историю девятого района Йоханнесбурга; стилизация операторской работы под любительское видео, качественно проработанные инопланетяне – естественные движения, несложная физиология, даже замысловатая фонетика их наречия.
Это огромная по масштабу и сильная по воздействию аллегория на всю земную культуру. Вы давно отвлекались от эгоцентричности собственного мира и пробовали посмотреть вокруг глазами другого человека? Давно ли отводили время на простое выслушивание близких вам людей? Городской беловоротничковый стиль жизни предполагает полное запирание в себе, зашивание реальных человеческих эмоций: это ведь так модно – бери что хочешь, отгораживайся от реального мира шмотками, живи для себя, для своей семьи и своих родственников, для своей работы, очередной звездочки на лычке. Витус живет примерно так до самого опасного в фильме момента: ни одной искры жалости к целому виду, ни одной обстоятельной мысли – сплошная истерика и забота о себе. Первый неяркий проблеск здравого поведения в ситуации проявляется в сцене, когда Витус отказывается стрелять из лазерной пушки в до смерти напуганного и жалкого «моллюска» с прицельным крестом на груди.
Инопланетных гостей жалко. Но не более. Помочь им могут только они сами. Организованностью (по какой-то причине они остались без лидера), попытками диалога и примерного поведения (они не чувствуют себя в безопасности, они – заключенные, с которых требуют и банды, и чиновники, и закон, и простые инстинкты), обычной цивилизованной жизнью. Просто поэтому, а также из-за жадности MNU и недальновидности социологов выход из ситуации появляется только 20 лет спустя, в грязном подвале, под присмотром «моллюска» Кристофера и его маленького сына. А ведь подобные процессы происходят в любой ущемленной в правах социальной группе: на фоне чисто земных проволочек инопланетяне выглядят более собранными, терпеливыми, подготовленными, более мирными, а выражение «Будь человеком!» обретает некоторого рода зловещность.
Да, и не стоит забывать, что действие происходит в Йоханнесбурге, самом коррумпированном и раздираемом расизмом, бандитизмом и ненавистью к соседу городе. Йоханнесбург – чуть ли не единственная точка на планете, где для белого человека появление в «черном» квартале сродни самовольному прыжку на электрический стул. Здесь четко ясно, кто свой, а кто – нет. «Моллюски» же и подавно – ни те, ни другие. Однако общая проблема горожан не объединяет.
Самое приятное послевкусие от просмотра – это отсутствие вопросов к создателям. «Район №9» будто сделан не по сценарию, не по воле человека, а органично вытекает из самого себя. Так нужно начать, продолжить и закончить историю, которая была бы в высшей степени реальной. Как реальна обыденная жизнь, к которой привык каждый человек на этой планете. Каждый человек, привыкший своим бездействием или, наоборот, чрезмерным старанием и погоней за богатством превращать какое-никакое межвидовое социальное равновесие в горячую точку. И ни по ту сторону колючей проволоки, ни по другую героев нет. С изобретением личной выгоды они просто перестали существовать.