Режиссер: Пол Андерсон
В ролях: Джейсон Стэтем, Джоан Аллен, Натали Мартинез и другие.
На больших экранах развлекательных комплексов страны очередная киноновинка – фильм Пола Андерсона «Смертельная гонка». 2012 год. Экономика США терпит крах. Заключенные устраивают бои по образцу римского Колизея. Но зрителям этого мало, и рождается смертельная гонка... Такая «увертюра» настраивает как минимум на увлекательный сюжет, вероятно, с философской огранкой. Однако нескольких минут просмотра фильма достаточно, чтобы понять: философии здесь немного, а начинка незамысловатой фабулы – трюки и спецэффекты.
«Смертельная гонка» Пола Андерсона – почти одноименный ремейк «Смертельных гонок 2000» режиссера Пола Бартела с молодым Сильвестром Сталлоне. И сделан фильм точь-в-точь по образцу своего культового предшественника. Только вот жестокость и насилие в «гонках» Андерсона торжествуют в пространстве тюремного острова, тогда как смертельная трасса «гонок 2000» пролегает через всю Америку, а жители страны – жертвы, но не зрители кровавых зрелищ.
– Ты тут за что?
– Копа убила.
– Коп был плохой?
– Коп он был хороший, а вот муж – плохой.
Дженсен Эймс (Джейсон Стэтем) – трехкратный чемпион-гонщик, работяга и хороший семьянин. Обыденный вечер на кухне заканчивается убийством жены Эймса, гонщика подставляют, он оказывается в тюрьме. Быт американской зоны прописан во многих экшенах до мелочей, здесь он уже просто воссоздан: головорезы с толстыми шрамами, татуировками и мутными взглядами верны тюремной традиции и готовы «обломать новенького». Но сгнить в камере герою не дает Хэнеси (Джоан Аллен) – повелительница тюрьмы, «железная леди», воплощенное зло. В обмен на свободу она предлагает Эймсу принять участие в смертельных гонках под маской непобедимого Франкенштейна.
Здесь-то и начинается визуальное пиршество из сумасшедших трюков, перестрелок, взрывов, кровожадных сцен. Одетые в груду железа, закрытые гигантскими «надгробьями» старые модели BMW, Ford и Porsche предстают чудовищными монстрами. Режиссер Пол Андерсон словно играет в видеоигру – азартно, увлеченно, неотрывно. Перед нами идеальная чистота жанра экшен без примеси романтики и сюжетных наворотов.
Чтобы попасть на свободу, Эймс должен одержать победу в пяти гоночных турнирах, словно пройти уровни сложности в компьютерной игре. Пространство между гонками заполняют нарочито бледные сцены: после нескольких соревнований герой отказывается дальше принимать участие в кровавом состязании. Однако злыдня Хэнеси показывает ему фотографию его маленькой дочки: мол, выйдешь на свободу, снова с ней встретишься. И движимый любовью, гонщик тут же соглашается.
Мир черпает вдохновение из ваших гонок.
Андерсон и не стремился избежать шаблонности, персонажи просты. Главный герой руководствуется известным сценарием: уничтожить источник зла. Кстати, помогает ему в этом голливудская красотка, совсем не похожая на заключенную женской колонии, отбывающую срок за убийство мужа.
Предельно замкнуто, опять же, как и в видеоигре, пространство фильма: это тюремная зона, показанная изнутри или панорамно.
Не было и сомнений, что все закончится благополучно. Дженсен Эймс практически в одиночку побеждает во всех соревнованиях, гонка оказывается смертельной для врагов, а кровожадную начальницу тюрьмы «порадовали» праздничной коробкой с динамитом. И действие наконец переносится с территории зоны в Мексику.
То ли режиссер Пол Андерсон (создатель фильмов «Обитель зла», «Мортал Комбат» и других) упивался в «Смертельных гонках» любимым жанром, то ли слегка поиронизировал над ним, понять сложно. Но точно одно: для любителей экшена «Смертельные гонки» станут настоящим праздником.