Высшая школа экономики и менеджмента в составе Уральского федерального университета стала образовательным и научным центром для создания кадров новой экономики региона.
20–21 апреля в УрФУ прошла ставшая одной из самых заметных в стране уже традиционная IX Международная научно-практическая конференция по проблемам экономического развития в современном мире. В ней приняли участие более 300 известных российских и зарубежных экономистов, руководителей органов государственной власти и управления федерального и регионального уровня, лидеров российских и международных компаний, для которых вопросы регионального развития – одна из центральных тем развития современной российской экономики и общества. Организатор мероприятия – Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ (ВШЭМ УрФУ), наследник экономического факультета УрГУ, факультета экономики и управления и факультета информационно-математических технологий и экономического моделирования УГТУ-УПИ. О том, что позволило ВШЭМ УрФУ стать одним из ведущих центров развития экономической науки в стране и регионе и какие кадры нужны будут России через пять лет, мы разговариваем в преддверии вступительной кампании 2012 года с директором ВШЭМ УрФУ, доктором экономических наук, профессором Сергеем Кадочниковым.
– Сергей Михайлович, конференция традиционно посвящена теме устойчивого развития российских регионов. Какие актуальные проблемы ВШЭМ УрФУ поднимала на этот раз?
– Таких проблем несколько. Одной из центральных стала тема политических процессов на региональном уровне и того, каковы механизмы их влияния на формирование новых трендов в региональной экономической политике. Кроме того, мы сделали особый акцент на проблемах реиндустриализации российской экономики – темы, особенно актуальной для уральского региона. Отдельного разговора на конференции потребовала и тема университетов как драйверов развития регионов.
– Судя по уровню конференции, ВШЭМ УрФУ уже стала таким драйвером. Каковы основные направления деятельности Школы и в чем ее сильные стороны?
– Мы выделяем два основных содержательных направления, в рамках которых уже имеем либо активно наращиваем наши конкурентные преимущества. Первое – производственный и инновационный менеджмент в отраслях, где Россия сильна на международных рынках. Второе – пространственная экономика в региональных и международных аспектах: управление, логистический и трансграничный потенциал, определяемый геополитической спецификой уральского региона.
– Как вы готовите специалистов? Сейчас, я знаю, специальностей нет, есть направления подготовки. Как сегодняшнему абитуриенту определить, что будет актуально на рынке труда через пять лет?
– Направления подготовки – это то, что раньше было специальностями, только крупнее. У нас их пять: экономика, менеджмент, бизнес-информатика, прикладная информатика (в экономике), а также фундаментальная информатика и информационные технологии. Внутри направлений выделены профили, их более 40: в ВШЭМ УрФУ самый широкий спектр в Уральском регионе. Дисциплины по профилям появляются только на третьем году обучения, так что у студентов есть время, чтобы сориентироваться, попробовать себя. А в будущем, на мой взгляд, самыми востребованными будут специалисты с междисциплинарными навыками. Например, огромную популярность приобретут сферы на стыке технологий и экономики. А самый высокий спрос на долгие годы ждет бизнес-информатику: ИT-сектор развивается наиболее стремительно.
– Вы сказали: студенты смогут попробовать себя. Действительно, чтобы управлять производством, необходимо знать специфику его функционирования. Как это учитывается в образовательном процессе? Появился ли синергетический эффект слияния двух крупнейших университетов региона – классического и технического?
– Во-первых, преподаватели из других профильных институтов УрФУ, например металлургии и материаловедения, преподают у нас технологические дисциплины, что позволяет студентам изучать производственные процессы, что называется, из первых рук. Во-вторых, мы формируем совместные программы с техническими институтами университета. Первый такой проект запускаем со следующего года совместно с Институтом радиоэлектроники и информационных технологий – ИРИТ-РтФ. Он позволит получать два диплома: базовый, например экономиста, и второй диплом – по одной из программ ИРИТ-РтФ. Такая модель достаточно распространена в хороших западных университетах, это так называемая модель major + minor.
– А собственно международные программы в ВШЭМ УрФУ действуют?
– Конечно, в университете в этом мы являемся лидерами. В нашей магистратуре есть программы двух дипломов – «Международная экономика» с Университетом Гумбольдта из Берлина в Германии и «Международный менеджмент» с Университетом Лилль 1 во Франции. Мы ежегодно приглашаем преподавателей, которые читают лекции на магистерских программах и на программах двух дипломов. В бизнес-школе, входящей в ВШЭМ УрФУ, успешно реализуется программа МВА с Университетом Гренобля из Франции. А еще студенческие обмены: у нас более десятка договоров с зарубежными университетами из Германии, Италии, Чехии, Франции, Хорватии. Хотел бы специально отметить то, что мы первыми из вузов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга будем выходить на международную аккредитацию своих программ. С первой – бакалаврской программой по профилю «Мировая экономика и международный бизнес» – мы будем заявляться на аккредитацию со стороны одной из самых уважаемых ассоциаций бизнес-школ мира – Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) со штаб-квартирой в Брюсселе.
– Университет, как гласит его стратегия, – не только образовательный, но и научный центр региона. Как вы воспитываете в студенте исследователя? Какие возможности есть у тех, кто захочет продолжить обучение после бакалавриата в магистратуре и аспирантуре?
– Во-первых, мы вводим в свои программы практику проведения исследовательских или методологических семинаров, на которые приглашаем известных исследователей из России и из-за рубежа. Во-вторых, организуем циклы открытых лекций по актуальным темам современного экономического развития в России. Например, сейчас готовится цикл таких лекций по экономике и менеджменту в высокотехнологических отраслях, в котором будут участвовать руководители компаний – лидеров рынка из фармацевтики и сферы информационных технологий. В-третьих, у нас активно работают исследовательские структуры (в их числе – очень известный Центр региональных экономических исследований ВШЭМ УрФУ), разрабатывающие, например, региональные стратегии либо отраслевые концепции. В-четвертых, еще одно большое направление – создание организационных механизмов, позволяющих объединить образовательные и исследовательские программы для решения задач бизнеса. Для этих целей сейчас мы формируем попечительский совет: хотим привлечь к работе лидеров крупного бизнеса международного уровня, чтобы проводить внешнюю экспертизу таких программ, а также инвестировать в их развитие.
Кроме того, в этом году мы первыми в университете планируем создать исследовательскую лабораторию регионального развития и экономики окружающей среды, в которой будут работать в основном выпускники докторских программ (программ PhD) ведущих западных университетов. Это делается прежде всего для того, чтобы выйти на международный рынок публикаций, а кроме того, позволит активно внедрять международные стандарты в те прикладные исследования, которые ведутся в Школе.
К работе в исследовательских лабораториях Школы мы активно привлекаем студентов, в первую очередь, конечно, тех, кто обучается в магистратуре и аспирантуре. Потому что на этих образовательных ступенях становится значительно более существенным исследовательский компонент. У нас на сегодня более 20 магистерских программ, а также аспирантские программы по всем научным специальностям группы «Экономические науки». Мы гордимся своей магистратурой, открытой первой на Урале – еще в 1998 году. Выпускники магистратуры и аспирантуры – это по-настоящему штучный товар, в который мы вкладываем очень много ресурсов – через приглашение для чтения лекций в нашей магистратуре известных международных и российских ученых, через специальные программы стипендий для магистрантов со стороны корпоративных партнеров ВШЭМ УрФУ, через программы двух дипломов с ведущими зарубежными университетами, которые открыты именно в магистратуре.
– То есть в организации науки вы стремитесь к мировому уровню. А как с практикой? Какие совместные с бизнесом программы существуют для хорошего старта и успешного развития профессиональной карьеры нынешних студентов?
– В ВШЭМ УрФУ немало традиционных форм взаимодействия с бизнесом, и мы планируем их расширять: это производственная практика, стипендии лучшим студентам, дни карьеры, когда ведущие менеджеры компаний приезжают к нам, чтобы познакомиться со студентами и рассказать им о своих компаниях. Появляются и новые формы сотрудничества. Так, в рамках магистратуры мы внедряем практику разработки бизнес-проектов в компаниях – корпоративных партнерах ВШЭМ УрФУ. Мы активно расширяем партнерство по образовательным программам, например, с 2010 года запущена магистерская программа «Международный финансовый менеджмент» в партнерстве с одной из ведущих международных аудиторских и консалтинговых компаний «ПрайсВотерхаусКуперс». Это второй подобный проект компании в России.
– Наверное, очень многие хотят стать вашими абитуриентами, а затем – и студентами. Есть ли у ВШЭМ опыт проведения летних или зимних школ для абитуриентов? Насколько активно Школа использует опыт проведения олимпиад для школьников, которые дают льготы при поступлении? Какие программы стимулирования талантливых первокурсников существуют в школе? Какие именные стипендии существуют у ВШЭМ для поддержки лучших студентов?
– У нас в ВШЭМ УрФУ, действительно, всегда один из самых высоких конкурсов при поступлении. И мы очень много сил тратим на то, чтобы к нам приходили талантливые абитуриенты. Например, мы проводим летние школы для абитуриентов, которые сочетают как традиционные лекции наших преподавателей, так и не совсем привычные формы – двух-трехдневные практики и мастер-классы в компаниях – корпоративных партнерах. В прошлом году, например, нашим партнером по летним практикам для школьников стала знаменитая «ПрайсВотерхаусКуперс». Мы проводим довольно много и олимпиад. Некоторые из них – наши собственные. Другие мы проводим в партнерстве с Высшей школой экономики (Москва), Новосибирским государственным университетом или Санкт-Петербургским университетом экономики и финансов. Все эти олимпиады, кроме прочего, позволяют на особых условиях к нам поступить.
Талантливый абитуриент имеет все шансы сохранить свой статус талантливого, но уже как студент. А к таким студентам у нас особое внимание. Например, это участие в различных стипендиальных программах. Особенность ВШЭМ УрФУ в том, что у нас довольно много стипендий, которые предоставляются корпоративными партнерами Школы. Такие стипендиальные программы предлагают нашим студентами несколько банков, страховых и аудиторских компаний.
– Какие конкурентные преимущества на рынке труда получают ваши выпускники?
– Первое, что я бы отметил, – мы даем нашим выпускникам мобильность – одно из самых дорогих качеств в меняющейся экономике. Они получают университетское образование, позволяющее им работать, а главное – наращивать компетенции в разных профессиональных областях. Другая сторона мобильности – географическая: ВШЭМ УрФУ – лидер в уральском регионе по участию в программах международной академической мобильности. И не только международной. Совместно с ведущим российским экономическим вузом – Высшей школой экономики из Москвы – мы реализуем бакалаврскую программу двух дипломов по направлению «Экономика», тем самым существенно расширяя мобильность наших студентов и выпускников и внутри России.
Второе. Мало где на Урале, да и, пожалуй, во всей России, умеют так эффективно связывать экономику и технологию в образовательных программах, как это умеют делать в ВШЭМ УрФУ. Выпускник, обладающий знаниями технологий производства и умениями эффективно его организовывать, разбирающийся в его экономике – очень редкое сочетание. Спрос на таких специалистов высок не только со стороны промышленных компаний, но и со стороны банков, аудиторских и консалтинговых фирм.
Третье, чем наш выпускник хорош, – в ВШЭМ УрФУ у него формируются лидерские качества. Сама суть университетского образования в том, что студенты могут слушать звезд из разных профессиональных областей. Возможность общаться в стенах ВШЭМ УрФУ с лидерами бизнеса, которые рассказывают о своей профессиональной и личной карьере, о своих ценностях, тоже заряжает лидерской энергетикой. В УрФУ создана эффективная модель формирования лидеров. И в том числе через активную включенность в разные внеучебные проекты. Грядет, например, «Весна УПИ в Уральском федеральном». Казалось бы, это отвлечение от учебы, но в отдаленной перспективе – хороший способ формировать лидеров и формировать команды.
Интервью с директорами институтов Уральского федерального университета можно почитать здесь.
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19;
тел.: 8-800-100-50-44 (звонок бесплатный);
Urfu.ru.
Елизавета УЛЬЯНОВА