Бизнес Образование Сергей Князев, директор ИРИТ-РтФ: «Взгляд в будущее с опорой на добрые традиции»

Сергей Князев, директор ИРИТ-РтФ: «Взгляд в будущее с опорой на добрые традиции»

7 мая Институт радиоэлектроники и информационных технологий – РтФ УрФУ, основанный как радиотехнический факультет УПИ, встречает свой 60-летний юбилей. Факультет был создан 25 февраля 1952 года, но день рождения традиционно отмечает в День радио. По улицам города праздничным шествием вновь пройдут выпускники и студенты института. «Учеба на радиофаке – дело сложное, но престижное – говорит директор ИРИТ-РтФ Сергей Князев, – и выпускники очень гордятся тем, что учились здесь!» В преддверии праздника Сергей Тихонович рассказал о жизни института сегодня.

– Сергей Тихонович, правильно ли я догадываюсь, что шествие в этом году по случаю юбилею будет масштабнее, чем обычно?

– Безусловно. Мы приглашаем присоединиться к нам представителей всех институтов УрФУ. Костяк колонны будут составлять студенты, преподаватели и выпускники ИРИТ-РтФ. Выпускников будет много – каждый год в начале мая они приезжают в Екатеринбург с самых разных концов мира. И по случаю юбилея мы ждем их больше. Они так любят свой радиофак, что готовы за тысячи километров приехать в Екатеринбург, чтобы повстречаться с однокурсниками, преподавателями. Приведу такой пример: как-то возвращался из командировки и в аэропорту Хельсинки случайно встретил своего бывшего дипломника. Спрашиваю: «Куда летишь?». А он: «Как куда – на день рождения радиофака!»

– А что еще важного вы приурочили к юбилею, помимо праздничных мероприятий?

– Мы проведем первое заседание Попечительского совета института. В него вошли министр информационных технологий Свердловской области Ирина Богданович, генеральный директор НПО Автоматики Леонид Шалимов, генеральный директор НПП «Старт» Геннадий Муратшин, руководители профильных предприятий и наши знаменитые выпускники.

Попечительский совет сам по себе – это собрание уважаемых людей, руководителей отрасли, то есть тех предприятий, на которые мы ориентированы как на ключевых работодателей. Создается он, в основном, для координации стратегии развития института. Это, ещё раз подчеркиваю, наши ключевые работодатели, партнеры, и мы совместно решаем вопросы подготовки востребованных специалистов.

– Вообще, кто такой современный радист, кого вы готовите?

– Это универсальный, хорошо подготовленный специалист, который может работать в области радиоэлектроники, систем связи и в IT-технологиях. Ведь это лет 30-40 назад цифровая вычислительная машина была верхом мечтаний. (Смеется.) А сейчас информационные технологии широко распространены. И наш институт – это симбиоз технарей и IT-шников. Современный радист очень востребован. На каждого нашего выпускника – очередь из двух-трех работодателей.

– Любая знаменательная дата – это повод оглянуться назад и посмотреть вперед. Расскажите, пожалуйста, о достижениях института последних лет. Какой он – ИРИТ-РтФ-60?

– Вы знаете, честно говоря, я завидую ребятам, которые поступают в наш институт сегодня. Для них созданы все условия для успешной учебы и для научных открытий. Речь, конечно же, прежде всего, идет о материальной базе. Не хочу хвастаться, но наш институт по материальной обеспеченности и уровню оборудования не уступает ведущим мировым университетам, а некоторые даже превосходит. Также мы активно включились в реализацию программы развития УрФУ. У нас создан центр коллективного пользования, организован центр космического мониторинга, недавно запустили в эксплуатацию безэховую камеру, в ближайшее время планируем открыть ситуационный центр, который вместе с центром космического мониторинга будет цельной геоинформационной системой вуза. Эта система сможет предлагать услуги многим организациям Большого Урала, включая правительства регионов. В общем, в институте все условия для начала успешной карьеры наших ребят есть – было бы желание.

– А каковы основные точки развития института в ближайшем будущем?

– Цель на ближайшее десятилетие – создание и реализация конкурентоспособных на мировом уровне образовательных программ, обеспечивающих современную инженерную подготовку в области радиоэлектроники, связи, информационных и телекоммуникационных систем и технологий, превращение института в современный многопрофильный центр фундаментальных и прикладных исследований, который будет занимать ведущие национальные и международные позиции. Среди ближайших планов есть, например, создание цикла лабораторий по радиолокации, радионавигации, мобильной связи, пакетной радиопередаче, спутниковому Интернету, а также создание и развитие Научно-исследовательского медико-биологического инженерного центра высоких технологий. Конечно же, все это не будет работать без высококлассных специалистов. Поэтому еще одна ключевая задача для нас – создать в институте все условия для подготовки профи, чтобы они оставались у нас работать. Вложения в инфраструктуру огромны, теперь на первое место должен выйти человек.

– Значит, и абитуриент тоже? По каким направлениям ведется подготовка в вашем институте?

В ИРИТ-РтФ исторически сложилось уникальное сочетание специальностей и направлений подготовки, дисциплин, направлений научных исследований. В настоящее время 10 кафедр института готовят специалистов в области информационных, телекоммуникационных систем и технологий по шести укрупненным группам подготовки.

Наибольшей популярностью пользуются направления «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Радиотехника». Разработчики аппаратуры и систем управления обучаются по направлениям «Конструирование и технология электронных средств», «Управление в технических системах». Разработка и эксплуатация систем связи – от сотовых телефонов до космических станций – изучается студентами направления «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Те, кто хотел бы заниматься математическим моделированием и программированием, выбирают направление «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Также в ИРИТ-РтФ изучаются современные технологии обработки информации в применении к полиграфии.

Эти направления и специальности охватывают всю цепочку информационно-телекоммуникационных технологий: от создания отдельных компонентов, приборов и устройств, математического и программного обеспечения до реализации сложных радиотехнических и телекоммуникационных систем и применения информационных технологий в различных областях.

– Как вы работаете с абитуриентами?

– ИРИТ-РТФ имеет прочную репутацию института, который готовит к успешной карьере. Поэтому своих будущих студентов мы начинаем взращивать задолго до поступления в университет. И этим мы занимаемся круглогодично. Например, открыли восеь профильных классов в школах Екатеринбурга, в городах области, выходим и на регионы Большого Урала. А в школы идем для того, чтобы вместе с учителями качественно готовить старшеклассников, чтобы выпускники осознанно выбрали свою будущую профессию и смело поступали в вуз. Для этого мы приглашаем школьников на экскурсии, проводим Дни открытых дверей – ведь хороший абитуриент должен найти для себя хороший вуз и с удовольствием в нем учился. Например, 12 апреля мы пригласили школьников отметить День космонавтики, в гости пришли более 250 учеников математических, физических классов. Ребята были на экскурсии в лабораториях и на кафедрах, им показали центр космического мониторинга, в котором осуществляется прием и обработка данных со спутников.

В мае проведем «Летнюю сессию» для десятиклассников на базе ИРИТ-РтФ. Они будут учиться решать задачи повышенной сложности по математике и информатике, покажем им лаборатории, познакомим с заведующими кафедрами.

Такая активная работа позволила нам провести приемную кампанию успешно даже в прошлом году, несмотря на малое количество выпускников 11 классов в Свердловской области: конкурс в институт был четыре человека на место, средний балл ЕГЭ – 205. Половина поступивших – жители Екатеринбурга и Свердловской области, остальные приехали из других регионов страны.

– Каковы перспективы карьеры и трудоустройства ваших выпускников?

– Приведу одну цифру – и всё станет понятно. Согласно заключению Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, доля IT-специалистов в структуре занятости населения в России в три раза ниже, чем в Европе и США. Все выпускаемые специалисты остаются полностью востребованными в IT-индустрии и в других отраслях. А если учесть, что Россия будет и дальше развиваться по модернизационному сценарию, то в ближайшие годы потребность в IT-специалистах в несколько раз превысит реальное число, которое выпускают вузы. Таким образом, глобальные предпосылки говорят о том, что профессиональное будущее наших выпускников обеспечено спросом со стороны экономики. Все остальное зависит от их способностей и желания приобретать знания. Безусловно, мы им помогаем определиться с выбором. Для этого ежегодно проводим дни карьеры, ярмарки вакансий. Запросов от работодателей на наших студентов масса – стараемся «выручать» каждого.

А вообще, чтобы оценить перспективы, достаточно посмотреть на наших выпускников. Это Д. Бадарч, ректор Монгольского технического университета, А. В. Блинов, генеральный директор ПО «Уралэнерго», И. И. Величко, генеральный конструктор ОКБ имени В. П. Макеева, В. П. Воротников, депутат Государственной думы, А. Н. Гавриловский, директор бизнес-центра «Антей», В.А. Китаев, главный конструктор ОАО «Уралчерметавтоматика», О. Ф. Мелюхов, директор по корпоративным связям и спецпроектам УГМК, Г. М. Муратшин, генеральный директор ОАО НПП «Старт», В. А. Немтинов, генеральный директор ФГУП «Вектор», Л. И. Пономарев, генеральный директор ФГУП УПКБ «Деталь», В. Г. Тунгусов, заместитель главы администрации Екатеринбурга, В. Г. Усенко, генеральный директор концерна «Реал-Медиа», А. Г. Ченцов, член-корреспондент РАН, В. В. Якимов, глава Каменска-Уральского и многие-многие другие.

– Как организована учебная работа в вашем институте?

– Сейчас в ИРИТ-РТФ на 10 кафедрах учится более 2200 студентов, работает 254 преподавателя, среди которых – 14 академиков и членов-корреспондентов различных академий наук, 27 докторов и 127 кандидатов наук. Заострю внимание – около 25% преподавателей являются действующими руководителями и ведущими работниками профильных организаций, предприятий и учреждений, ведущими специалистами-практиками. Для нашего института это очень важно. Выгода здесь обоюдная: такие преподаватели имеют возможность «воспитывать» для себя будущих сотрудников, а студенты перенимают опыт.

В 2011 году мы запустили два десятка новых образовательных программам: 11 – по бакалавриату, две – по специалитету и семь – по магистратуре. Причем, изменяется не только содержание программ, но и сам подход к процессу обучения. Сейчас акцент делается на внедрение активных методов обучения, получение навыков работы в команде, формирование индивидуальных образовательных траекторий. Наша задача – «подковать» студента не только в теории, но и в практике. Поэтому мы и создали прекрасную материальную базу для научных исследований, практических и лабораторных работ. Студенты получают не только багаж знаний, но и навыки в проведении экспериментов, работе с приборами. В этом году перед нами стоит новая задача – привлечь преподавателей и студентов из других стран к совместной работе. Планируем проводить лекции ведущих профессоров из Европы и Америки. У наших студентов появится возможность не только услышать именитого профессора, но и задать ему вопросы.

– Кстати, как в институте обстоят дела с международными связями?

– В плане международного сотрудничества у института большие перспективы. Традиционно ведущие ученые ИРИТ-РтФ принимают участие в крупнейших международных конференциях. Однако пока мы не можем похвастаться большим количеством студентов и преподавателей, участвующих в программах академической мобильности. Во многом это связано с нашими традициями, а также с отсутствием достаточного финансирования. Но третий год, реализуя программу развития университета, мы имеем возможность проводить эту работу системно. В плановом порядке проходят стажировки преподавателей и сотрудников в ведущих международных центрах, планируется чтение лекций зарубежными профессорами для наших магистрантов и аспирантов. Есть предложения о научном сотрудничестве со стороны вузов Италии, Чехии, Китая.

– Давайте подробнее остановимся на возможностях продолжения обучения после бакалавриата…

– В институте существует ряд признанных научных школ, в рамках которых проводятся научные исследования, вырастают новые научные кадры. Сейчас, с введением уровневой подготовки «бакалавр-магистр-аспирант», возможностей для научной работы стало еще больше, ведь уровень «магистратура» уже подразумевает, что примерно половину учебного времени студенты занимаются наукой. Открыта аспирантура, имеются целевые места, обучаясь на которых, аспирант получает достаточно большую стипендию – плюсом к государственной еще 12,5 тысяч рублей. В прошлое уходит тезис о бедном студенте: при хорошей учебе, повышенной или «целевой» стипендии, участии в научной работе доход аспиранта не ниже зарплаты на производстве. Кроме того, это еще и гарантированное трудоустройство.

– Это про аспиранта, а какие способы мотивации есть для студентов?

– Лучшие ребята у нас всегда замотивированы. Например, 60 первокурсников, набравших более 220 баллов по ЕГЭ, в сентябре получили по нетбуку и повышенную стипендию в размере 5000 рублей; около 300 студентов других курсов получают повышенную стипендию; у нас 35 именных стипендиатов.

В институте создан центр компетенций. Его педагоги занимаются развитием индивидуальных способностей каждого студента, формированием индивидуальных образовательных траекторий, дают успешный карьерный старт. Для этого центр компетенций привлекает промышленные предприятия и академические институты, что еще раз подтверждает, что УрФУ – практико-ориентированный университет.

– Какие возможности предоставляет ваш институт для научно-исследовательской работы?

– Заинтересовать наукой своих студентов мы опять же стараемся со школьной скамьи. Всё начинается с участия в олимпиадах, также школьник учится делать научные доклады, потом уже в институте активно участвует в научных конференциях, поступает в магистратуру, где ставка делается на науку. А потом может выбирать – или идти в аспирантуру и делать научную карьеру, или на производство. У нас сильные научные школы: радиоэлектронных и телекоммуникационных систем; математического моделирования, управления и совершенствования энерготехнологических процессов; информационных систем, исследования и моделирования производственных и экономических процессов; алгебраической теории квантовых вычислений и её применения в системах связи, управления и распознавания образов; теории управления, обратных задач и алгебраических структур. В институте, как я уже говорил, современное оборудование – всё это позволяет заниматься научной деятельностью практически с первого дня учебы! А работать с нашими профессорами – одно удовольствие. Это же светила не только российской, но и мировой науки: Б. А. Панченко, В. Г. Валеев, В. Г. Лисиенко, С. В. Поршнев, Л. Г. Доросинский, В. Г. Лабунец, П. С. Мартышко, А. Г. Ченцов и другие.

Вообще, за последние пять лет мы сделали большой рывок в плане науки. Когда открыли научно-образовательный центр «Информационно-телекоммуникационные системы и технологии», сразу оснастили четыре мультимедийные учебные лаборатории, три базовые учебные лаборатории, восемь межкафедральных научно-исследовательских лабораторий коллективного пользования. В последние два года запустили центр испытаний и высокоточных измерений параметров радиоэлектронной аппаратуры и антенной техники на базе стенда, оснащённого современным измерительным оборудованием и безэховой камерой, а также научно-образовательный центр приёма и обработки данных дистанционного зондирования – центр космического мониторинга. Любой студент, попадающий в эти центры, увлекается надолго исследованиями.

– Могут ли студенты других вузов перевестись к вам в институт?

– Конечно. Для студентов, обучающихся на бюджетных местах, этот перевод осуществляется при наличии свободных мест по направлению подготовки. Если же данное направление (специальность) не реализуется, перевестись можно и на другое, но в рамках одной укрупненной группы направлений. Прием документов институты ведут два раза в год – с 10 января по 10 февраля и с 10 июня по 25 августа. Мы всегда ждем лучших ребят, которые по каким-то причинам решили перевестись к нам в институт.

– А реально ли студенту института перевестись с контракта на бюджетное место?

– Честно скажу, такое редко бывает, поскольку на бюджетных местах учатся очень сильные ребята. Но теоретически возможно. Для этого нужно, чтобы заявление студента соответствовало критериям, прописанном в специальном положении. На право перевода могут рассчитывать отличники, те, кто оказался в сложной материальной ситуации, и активисты в общественной, творческой и спортивной жизни. Два раза в учебном году собирается комиссия ученого совета, вырабатывает рекомендации по переводу, а потом решение принимает ученый совет.

– Сколько же стоит обучение в институте для тех, кому не удастся попасть на бюджет?

– Стоимость обучения устанавливается ежегодно и зависит от реальных затрат на подготовку одного студента по тому или иному направлению, от востребованности самого направления подготовки на рынке. Предполагаемая стоимость обучения в институте в 2012 год – около 90 тысяч рублей за год. По сравнению с конкурентами – а для нас это федеральные университеты и столичные вузы – такую цену можно смело назвать низкой. И еще два важных аспекта. Во-первых, государство сегодня требует от всех вузов, чтобы стоимость контрактного обучения была не ниже той, которую оно тратит на образование одного студента-бюджетника в государственных учебных заведениях. Во-вторых, качество образования в ИРИТ-РтФ в частности и в УрФУ в целом того стоит. Ведь в стоимость закладывается и содержание оборудования, и работа высококвалифицированного персонала.

– Как вы относитесь к эксперименту Министерства образования и науки о частичном субсидировании образовательных кредитов студентам?

– Я за то, чтобы молодежь, имеющая желание учиться и способная учиться, могла получить образование, и при этом отсутствие денег не являлось препятствием. Ежегодно мы переводим десятки студентов с платного обучения на бюджетные места. Поддерживаю программу льготного кредитования студентов, хотя, на мой взгляд, ее эффективность пока не ощущается. Оно и понятно – мало кто знает об этой программе.

– Какие организации являются партнерами института? Как вы строите работу с ними?

– Главным стратегическим партнером института является ФГУП «НПО Автоматики им. Н.А.Семихатова». Мы вместе создали образовательный научно-исследовательский комплекс для целевой подготовки студентов таким образом, как это нужно самому предприятию. Представляете, студент туда попал – считай, что получил гарантированное рабочее место. Наши специалисты постоянно разрабатывают новые формы обучения, образовательные технологии, вместе ведут научные исследования, занимаются инновационными разработками. Ежегодно по целевому набору на обучение в бакалавриат принимается около 30 человек. В настоящее время 27 магистрантов обучаются по специально разработанным двум программам магистратуры, при этом обучение ведется на территории предприятия. Занятия проводят высококлассные специалисты НПО Автоматики!

Также созданы и успешно функционируют совместные структурные подразделения и с другими ведущими промышленными предприятиями региона: НИИ Радиоэлектронных систем летательных аппаратов (совместно с ОАО «УПКБ» Деталь») и учебно-исследовательская лаборатория (совместно с ОАО «Свердловский завод радиоаппаратуры»). Налажены партнерские отношения с ведущими мировыми разработчиками и производителями в области телекоммуникаций и информационных технологий (корпорации National Instruments, Intel, SAP R3).

Этим мы не ограничиваемся. Например, планируем создание совместных структур с ОКБ «Новатор»; ОАО «УПП «Вектор»; ФГУП «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод"», Уральским радиочастотным центром, Институтом геофизики УрО РАН, корпорациями «Rohde&Schwarz» и «Agilent». Развиваем также партнерские отношения с институтами УрО РАН (Институт геофизики Земли, Институт математики и механики). Ведущих специалистов этих предприятий и институтов будем привлекать в качестве экспертов при разработке образовательных программ. Это очень важно, когда работодатель «пишет» учебные планы вместе с нами.

Получается, что такое партнерство дает нам очень многое. Партнеры выступают и в роли заказчиков (ведь для них мы готовим кадры), и в роли «соисполнителей» (совместные исследования, проведение учебных занятий специалистами-практиками). В конечном итоге, они оценивают, хорошо ли мы делаем свою работу.

– Сергей Тихонович, давайте подытожим: почему учиться в УрФУ престижно?

– По словарю, синонимы слова «престижный» – привлекательный, влиятельный, весомый, авторитетный, элитарный, элитный. Вот все эти качества есть у образования, полученного в УрФУ.

Интервью с директорами институтов Уральского федерального университета можно почитать здесь.

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19;
тел.: 8-800-100-50-44 (звонок бесплатный);
Urfu.ru.

Алексей ФАЮСТОВ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления