Бизнес Наука Карточный бизнес: продолжение следует...

Карточный бизнес: продолжение следует...

До кризиса банки активно развивали кредитование. Последствия этого страна может в полной мере ощутить уже к осени. «Пластиковый» рынок рос хоть и динамично, но не так бурно. Оказалось, что сейчас банки расценивают эмиссию и обслуживание пластиковых карт к

" width=

До кризиса банки активно развивали кредитование. Последствия этого страна может в полной мере ощутить уже к осени. «Пластиковый» рынок рос хоть и динамично, но не так бурно. Оказалось, что сейчас банки расценивают эмиссию и обслуживание пластиковых карт как более перспективное направление. Причина проста: развивая карточный бизнес, банк получает мощный ресурс для дальнейших отношений с клиентами и оценки их реальных возможностей.

По данным Банка России в стране насчитывается 664 эмитента пластиковых карт. По итогам первого квартала количество пластика, используемого россиянами, превысило 121,7 миллионов штук. При этом эксперты утверждают, что в карточном бизнесе последствия финансового кризиса до сих пор ощущаются «достаточно остро».

«Ухудшение макроэкономических показателей, вызванное развитием мирового кризиса, повлияло на финансовое поведение населения. В результате сократились реальные доходы граждан, увеличилась безработица, и снизился уровень платежеспособности. Для снижения своих рисков кредитные организации уменьшили объемы эмиссии кредитных карт, а многие и вовсе приостановили данные программы. В связи со снижением доходности кредитных карточных продуктов и ростом кредитных рисков рынок стал смещаться в сторону депозитных продуктов и дебетовых карт», – комментирует тенденцию директор департамента развития карточных продуктов ИБ «КИТ Финанс» Павел Корж.

Последствия кризиса и шоковое состояние держателей карт проявилось и в поведении клиентов – юридических и физических лиц.

По словам заместителя начальника управления платежных карт «Промсвязьбанка» Елены Биндусовой, из-за резких колебаний курсов валют клиентами с помощью карт очень активно проводились конверсионные операции. «Увеличились объемы просроченных платежей по кредитным картам и картам с разрешенным овердрафтом. Наиболее заметные изменения произошли и по зарплатным проектам. В связи со сложившейся ситуацией ежемесячные перечисления от компаний на банковские карты сотрудников существенно снизились. В большинстве случаев это относится к регионам».

По словам аналитиков, с момента начала кризиса и по сей день принципиально политика банков в карточном сегменте не изменилась. Однако специфические тенденции все же обозначились.

«Наблюдается сокращение оборотов банков по зарплатным проектам. Это объясняется достаточно сложной макроэкономической конъюнктурой, в связи с которой, во-первых, многие компании вернулись к «серым» зарплатным схемам для экономии на налогах, а, во-вторых, сократили персонал, – говорит аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева. – Тем не менее, поддержку развитию рынка пластиковых карт в текущих условиях оказывают сложности привлечения кредитования. Например, некоторые компании для того, чтобы привлечь заемные ресурсы, готовы реализовывать с банками-кредиторами зарплатные проекты. Кроме того, в условиях кризиса банки стали более активно развивать потребительское кредитование по банковским картам, так как такой вид кредитования более удобен и предполагает, прежде всего, более качественный уровень контроля расходования средств и внесения текущих платежей».

Банкиры подтверждают: первый шок от кризиса прошел. Необходимо и дальше работать над карточными продуктами. Сейчас, по словам Елены Биндусовой, основной упор банки делают на зарплатные проекты, поскольку этот сегмент рынка является наиболее предсказуемым, а также позволяет получить финансовый «портрет» клиентов.

Кроме того, как отмечает Павел Корж, для обеспечения требуемого уровня ликвидности в условиях ограниченности ресурсов и повышения их стоимости банки начали массово привлекать средства населения во вклады. Как следствие активное развитие получила дебетовая карта в виде инструмента доступа к вкладу. А за счет дополнительных сервисов, выпускаемых при условии открытия срочного вклада, универсальность пластика возросла. Причем, чем больше сумма вклада, тем престижнее карта, а, следовательно, и шире спектр услуг.

Дополнительно банки стали более активно предлагать схемы начисления повышенных процентов на остатки средств по карточным счетам. Кроме того, в связи с колебаниями курсов иностранных валют и нестабильностью рубля, активно продвигаются мультивалютные дебетовые карты с льготными курсами конвертации и удобными инструментами управления средствами на счетах, в том числе с использованием инструментов дистанционного банковского обслуживания.

В то же время, как это ни парадоксально, по-прежнему высок спрос со стороны клиентов на кредитные карточные продукты.

«Растет финансовая грамотность населения, расширяется сеть обслуживания пластиковых карт, растет понимание, какие преимущества дает кредитная карта. Многие клиенты открывают кредитные карты для получения дополнительных возможностей по обслуживанию имеющихся кредитов и получения дохода от колебания курсов иностранных валют. Все эти факторы в совокупности подогревают спрос на кредитные карточные продукты и в условиях снижения предложения со стороны банков приводят к образованию определенного дефицита, тем самым открывая кредитным организациям новые возможности по развитию данного направления при условии проведения грамотной политики управления рисками», – поясняет господин Корж.

Между тем банки уже не раздают кредитки всем желающим. «В части предоставления кредитных карт изменились критерии оценки клиента, – отмечает Елена Биндусова. – Конечно, они стали более жесткими. Но если у клиента есть постоянная работа и документ, подтверждающий его доходы, для него, по сути, мало что изменилось».

«Банки ужесточили требования к заемщикам и скорректировали параметры скоринговых моделей. Теперь банки предпочитают выдавать кредитные карты постоянным клиентам с положительной кредитной историей или сотрудникам предприятий – участников зарплатных проектов», – добавляет Павел Корж.

Отметим, что в связи с увеличением рисков невозврата задолженности по кредитным карточным продуктам выросли процентные ставки как по револьверным кредитным картам, так и по картам с разрешенным овердрафтом. Лимиты кредитования также были значительно скорректированы в сторону уменьшения. Некоторые банки изменили условия по уже выданным кредиткам, например, увеличили проценты, размер обязательного ежемесячного платежа и ужесточили штрафные санкции за просрочку.

Естественно, такие меры негативно воспринимаются держателями. Однако они не спешат избавляться от пластика. Да и банки сегодня находят все новые способы сохранения старых и привлечения новых потенциальных клиентов.

«Расширяется набор банковских сервисов, дополнительных привилегий и скидок у партнеров. Растет количество интересных кобрендинговых проектов, привязанных к бонусным и дисконтным программам крупных предприятий и торговых сетей. Также держателям предлагаются интересные сезонные продукты», – говорит Павел Корж.

Очевидно, что, несмотря на потрясения, рынок продолжает развиваться. Банки совершенствуют продукты, клиенты реагируют активностью по карточным операциям.

По словам Елены Биндусовой, сейчас при развитии направлений пластикового бизнеса основные усилия банков будут направлены на получение стабильной клиентской базы с положительной кредитной и финансовой историей. «В ближайший год банки по-прежнему будут придерживаться консервативной кредитной политики, и активного развития кредитных программ не прогнозируется, – добавляет Павел Корж. – В то же время, если наступит стабилизация в экономике, то уже в этом году наметится тенденция к постепенному росту портфелей кредитных карт и роста их эмиссии».

По оценкам Юлии Голышевой, в текущем году продолжится консолидация банковского сектора, в результате которой доля госбанков и крупных коммерческих банков на пластиковом рынке существенно возрастет, а мелкие банки покинут рынок. «При этом объемы выпуска пластиковых карт по сравнению с 2008 годом, вероятно, снизятся, поскольку ожидается сокращение спроса на данные услуги и снижение объемов платежей по картам. Очевидно, в большей степени сокращение оборотов затронет зарплатные проекты. При этом основную ставку, вероятно, банки будут делать на развитие направления дебетовых карт».

В завершение добавим, что у банков все же имеются возможности компенсировать упущенную выгоду от сокращения рынка кредитных карт. Прежде всего, ростом доходов от предоставления новых сервисов по дебетовым картам. Для привлечения новых клиентов банки будут продолжать дополнять карточные продукты новыми сберегательными, платежными и расчетными сервисами.

«Это приведет к росту оборотов по операциям безналичной оплаты в торгово-сервисной сети, по оплате коммунальных услуг, интернета, услуг операторов сотовой связи, – уверен Павел Корж. – Развитие инновационных технологий открывает новые перспективы для банков через расширение спектра инструментов доступа к карте: через банкоматы, платежные терминалы, интернет-банк и мобильный банк. Фактически на рынке пластиковых карт возникают новые условия для развития за счет продвижения транзакционных сервисов и повышения качества обслуживания».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Дурят с первого же шага». Россиянка рассказала о своей поездке в Египет
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления