Одним из первых шагов к успеху собственного дела является правильно построенный бизнес-план. Сейчас практически во всех банках обязательным условием для получения кредита на предпринимательские нужды должно быть предоставление бизнес-плана. Чем он четче и грамотнее будет, тем больше шансов будет у предпринимателя получить запрашиваемую сумму.
По своей сути бизнес-план – это первичная концепция рождения и развития организаторской идеи, подкрепленная расчетами и прогнозами. Для кого-то из бизнесменов он интересен, так как воплощает полет своей фантазии, а для некоторых является головной болью.
«Бизнес-план нужен не только для получения кредита в банке, но и для привлечения сооинвестров. Часто бывает, что только бизнес-план дает ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой степени риска. Выгодность инвестирования в бизнес можно будет оценить по соотношению отдачи и рискованности вложений, а лучший способ для этого – изучить и проанализировать бизнес-план. Такой документ является примером цивилизованного построения работы на рынке, в большинстве европейских стран без него не обойтись даже в самых малых проектах. Его можно назвать визитной карточкой будущего проекта»,– считает старший консультант консалтинговой компании C-trend Юрий Обнин.
Специалисты говорят, что нет единых стандартов для всех проектов, но должны быть общие рекомендации. Формат и содержание вашего бизнес-плана будут определяться вашими конкретными бизнес-целями и целевой аудиторией, для которой вы готовите бизнес-план. Приблизительная структура может выглядеть так:
Общий обзорный раздел (резюме).Он включает краткое содержание себя, полное название и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, суть предлагаемого проекта, общую стоимость проекта, в том числе потребность во внешних источниках финансирования. Важность правильного составления вводной части заключается в том, что потенциальные инвесторы на основе краткого описания предлагаемого проекта должны убедиться в его экономической эффективности и возможности реализации задуманного проекта.
Описание предоставляемой продукции или услуги. Необходимо полностью расписать все ее технические характеристики, свойства. В случае предоставления услуг – на какую целевую аудиторию она направлена.
Финансовые затраты: от производства до вывода на рынок. Важно рассчитать все затраты, необходимые вложения, сроки окупаемости, план сбыта продукции.
Анализ рынка с примерами деятельности конкурентов. Охарактеризовать ситуацию с продвижением данного товара у аналогичных предприятий.
Анализ чувствительности проекта на критические ситуации .Перечислить все вероятные риски и способы выхода из них.
Бизнес-план может составить как сам предприниматель,так и специалисты консалтинговых компаний. Стоит заметить, что при самостоятельной работе весомая доля бизнес-планов не проходит отбор для получения кредитов из-за ошибок. Их можно поделить на технические (ошибки в расчетах, недостаточно детально поданная информация, несоответствие данных, отсутствие указаний на источники информации, отсутствие сформулированных выводов и прочее), концептуальные (ошибки концепции проекта: продукт, этапность реализации проекта, технология и прочее) и методические.
По мнению ведущего специалиста консалтинговой фирмы «Стратего» Валерии Вениаминовой, в компанию предприниматели приходят с различными идеями. «Заказчики намереваются реализовывать проекты во многих отраслях рынка – от производства продуктов питания, промышленных товаров и сложной техники, до постройки жилых комплексов и заводов, открытия предприятий питания, торговли и оказания всевозможных услуг. Помощь специалистов консалтинговой фирмы зависит от объема уже имеющейся у заказчика информации. Сложно спрогнозировать спрос на новые продукты или услуги, здесь требуется исследование по изучению спроса, а оно будет существенно влиять на стоимость. Также трудно подсчитать бизнес-планы, связанные со строительством, так как сложно подсчитать все расходы. Сами предприниматели мало внимания уделяют изучению и исследованию рынка, а самое главное – прогнозам развития рынка, особенного находящегося на стадии развития. Не учитывают все расходы и слишком оптимистично рассматривают свою деятельность, не учитывая рисков и возможностей конкурентов. Плохо планируют и просчитывают реальный и будущий спрос и востребованность на рынке».
«Сейчас правильное планирование дает возможность продумать будущие действия, – делает выводы Юрий Обнин.– Чем лучше план, тем меньше неожиданностей, всплывающих в ходе реализации проекта. Как только всплывают ваши собственные недоработки, «узкие места», разного рода непредвиденности, вы всегда можете заглянуть в бизнес-план и, введя в него новые параметры, понять, как изменится финансовая эффективность бизнеса, срок окупаемости, предполагаемые дивиденды. Но стоит заметить , что даже самая хорошая стратегия не дает сама по себе гарантию успеха, ее надо уметь реализовать с учетом меняющихся требований».