–езиновый вопрос: переобуватьс€ или нет?

 то сказал, что мы должны переобутьс€?

”же не первый год в преддверии зимы на тематических автосайтах и в —ћ» по€вл€етс€ информаци€ о том, что к 1 но€бр€ водители об€заны сменить летнюю резину на зимнюю. Ќа самом деле именно в ѕƒƒ и  ојѕ такие правила и положени€ отсутствуют, тем более с прив€зкой к определенному мес€цу и числу. ¬се это сообразные отголоски многочисленных законопроектов, предлагающих не только четко разграничить зимний и летний периоды дл€ водителей, но и ввести солидные штрафы за «обувь» не по сезону. —огласно последнему предложению, прозвучавшему зимой 2015 года, санкци€ за неправильную резину по цене должна быть соразмерна со стоимостью комплекта шин. ќтметим, что все это до сих пор остаетс€ лишь в статусе неприн€того предложени€. Ќо запрет на эксплуатацию летней резины с декабр€ по февраль и зимней с июн€ по август все-таки существует. » прописан он в техническом регламенте “аможенного союза «ќ безопасности колесных транспортных средств».

—огласно пункту 5.5 данного документа:
«апрещаетс€ эксплуатаци€ транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжени€ в летний период (июнь, июль, август).
«апрещаетс€ эксплуатаци€ транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетвор€ющими требовани€м пункта 5.6.3 насто€щего приложени€ в зимний период (декабрь, €нварь, февраль).
«имние шины устанавливаютс€ на всех колесах транспортного средства.
—роки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличени€ региональными органами государственного управлени€ государств – членов “аможенного союза.

„то будет, если катать зимой на «лете»?

„асть 1, стать€ 12.5.  ојѕ –‘
”правление “— при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с ќсновными положени€ми по допуску транспортных средств к эксплуатации и об€занност€ми должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движени€ эксплуатаци€ “— запрещена.

ѕоложение это вступило в силу с 1 €нвар€ 2015 года, но до сих пор по всей –оссии оно примен€етс€ не слишком успешно. ¬о-первых, тут сказываютс€ климатические особенности нашей страны – в отдельных регионах, где по календарю уже давно зима, погода совсем не располагает к переобувке; в северной же части напротив – на шипах следовало бы кататьс€ круглый год. ¬торой момент, это все то же отсутствие этого об€зательства в ѕƒƒ и ответственности в  ојѕ. »нспекторы √»Ѕƒƒ, встреча€ на дороге обутого не по сезону автомобилиста, либо игнорируют нарушение, либо ограничиваютс€ устной рекомендацией поскорее сменить колеса, либо выписывают штраф в 500 рублей по части 1 статьи 12.5. ќтметим, что последний вариант развити€ событий случаетс€ гораздо реже первых двух.   тому же, если разобратьс€, он не совсем правомерен.

«¬ части первой статьи 12.4  ојѕ ничего не прописано про технический регламент таможенного союза. ј основные положени€, о которых там говоритс€, ссылаютс€ на старый техрегламент, который был утвержден в 2009 году. “о есть штрафовать за летнюю резину по ч. 1 ст. 12.5  ојѕ – это неправомерно, – по€снил автоюрист организации VseRazrulim Ћев ¬оропаев. – ѕо сути, на сегодн€шний день за использование резины не по сезону ответственности никакой нет. Ќо при этом, если в новом техрегламенте эта норма есть, она об€зательна дл€ выполнени€ всеми гражданами».

ƒобавим также, что в «ќсновных положени€х по допуску транспортных средств к эксплуатации» даны определени€ зимним шинам, а также указан их износ. ѕри этом точный период использовани€ не указан.

ќстаточна€ глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составл€ет не более:
дл€ транспортных средств категорий L – 0,8 мм;
дл€ транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 – 1 мм;
дл€ транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 – 1,6 мм;
дл€ транспортных средств категорий M2, M3 – 2 мм.
ќстаточна€ глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных дл€ эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с трем€ пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во врем€ эксплуатации на указанном покрытии составл€ет не более 4 мм.
√де L – это мотоциклы, трициклы и т. д.; ћ1 – легковые автомобили; ћ2 и ћ3 – автобусы; N – грузовики различных категорий; ќ – прицепы.

Ћев ¬оропаев также по€снил, что в случае возникновени€ ƒ“ѕ зимой отсутствие соответствующей резины даже судом не будет рассматриватьс€ как от€гчающее вину обсто€тельство.

«—уществует четкий закрытый перечень факторов, которые могут €вл€тьс€ от€гчающими обсто€тельствами. » летн€€ резина в него не входит – она никак не вли€ет на признание вины или невиновности автомобилиста, – по€снил автоюрист. – «имн€€ или летн€€ резина – это как дополнительна€ опци€, которую водитель выбрал или нет. Ќикоим образом отсутствие шин по сезону в случае ƒ“ѕ не повли€ет и на возмещение ущерба по страховке. Ќапример, по ќ—ј√ќ значение имеет только установление и признание вины в ƒ“ѕ.  акие-либо технические неисправности авто могут братьс€ в расчет только при работе с юридическими лицами или индивидуальными предпринимател€ми».

 асательно ƒ“ѕ на летней резине есть несколько другое мнение: в случае если вина того или иного водител€ вызывает сомнение, шины не по сезону могут оказатьс€ одним из аргументов против забывшего переобутьс€ участника ƒ“ѕ.

«¬иновность в аварии определ€етс€ на основании двух факторов: нарушение ѕравил дорожного движени€ и причинно-следственна€ св€зь между нарушением правил и последстви€ми (ущерб в результате ƒ“ѕ). ¬ случае если водитель на “— с летней резиной совершает столкновение с другим “— из-за того, что не смог воврем€ остановитьс€, то он будет виновником, – говорит ведущий адвокат адвокатского бюро «—терлигов, “араканов и партнеры» ўербинин јлександр ¬ладимирович. – Ќо если даже он не успел остановитьс€ на зимней резине, все равно будет виновником, т.к. не соблюдал дистанцию или выбрал неправильную скорость. ≈сли ситуаци€ с виновностью спорна€, то наличие на автомобиле летней резины в зимнее врем€ однозначно будет трактоватьс€ не в пользу такого водител€».

ѕрин€то ли у нас обувать авто по сезону?

ћежду тем статистические данные показывают, что российские водители ответственно подход€т к вопросу подготовки авто к морозам. ѕо данным аналитического агентства «јвтостат», лишь 6% опрошенных отказываютс€ от машины на зиму, а остальные 94% продолжают ездить на своих колесах и, соответственно, сталкиваютс€ с определенными межсезонными хлопотами. “ак, 92% респондентов в об€зательном пор€дке мен€ют резину, 77% заливают в бак омывател€ стекол незамерзайку, 62% провод€т перед зимой проверку аккумул€тора, 59% производ€т замену моторного масла и 40% провер€ют свечи. ¬ опросе участвовали более 2,5 тыс€ч человек. –еспонденты могли выбрать один или несколько вариантов ответов.