Новый технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» действует с 1 января 2015 года. Ранее уже говорилось, что в связи со вступлением в силу технического регламента резко изменились требования к детским креслам. Отныне сами детские удерживающие устройства и их установка в автомобиле должны отвечать требованиям Правил ЕЭК ООН №44 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах».
Кратко напомню о практической стороне вопроса.
Во-первых, применение детских кресел без таблички соответствия Правилам ЕЭК ООН №44 запрещено.
Во-вторых, самостоятельно устанавливать и снимать детские кресла разрешается только согласно инструкции по эксплуатации автомобиля. Если в инструкции не упоминается детское кресло, то каждая установка-снятие является внесением изменений в конструкцию и подлежит регистрации в ГАИ.
В-третьих, использование «иных средств» для того, чтобы пристегнуть ребенка штатным ремнем безопасности, запрещено. Здесь прямое противоречие с п. 22.9 ПДД, но регламент принят позже, и следует руководствоваться его требованиями.
Другими словами, если вы бросите на сидение свернутое одеяло, посадите на него ребенка и пристегнете штатным ремнем безопасности, то вы самостоятельно изготовили детское удерживающее устройство, которые подлежит сертификации. Нет сертификата на комплекс одеяло + ремень безопасности? Перевозка ребенка недопустима.
Все вышесказанное мало волнует государство в лице инспекторов ГАИ. Для них не существует ничего, кроме Правил дорожного движения.
Безопасность детей – это забота родителей, а не государства. Утверждение смелое и требует подтверждения.
Все знают, что покупка настоящего детского кресла, отвечающего всем требованиям безопасности, – удовольствие дорогое. Но есть бюджетный вариант – адаптер ремня безопасности. Он стягивает ремень на груди ребенка, и подразумевается, что в случае ДТП поможет ребенку избежать травм.
Всем знакомы адаптеры ремня безопасности ФЭСТ – самые «раскрученные» из адаптеров. На официальном сайте размещен сертификат соответствия адаптера требованиям технического регламента. Если приглядитесь, то он выдан на основании одобрения типа, полученного 28.08.2008 года в Венгрии.
Но мало кто знает, что выданные в Венгрии документы на адаптер были признаны недействительными 13.05.2014 года. Как неоднократно подтверждено испытаниями, при ударе ребенок выскальзывает вниз из-под адаптера. Если адаптер все-таки фиксирует ребенка, то поясная лямка глубоко врезается в тело и наносит травмы внутренним органам брюшной полости. О защите головы ребенка речи вообще не идет.
То есть упомянутый сертификат соответствия должен был быть отозван. Но никто этого не сделал и делать не собирается.
Потому и Правила ЕЭК ООН №44 полицейским «до лампочки». Даже подготовленные руководством ГАИ поправки в ПДД не приводят их в полное соответствие с требованиями технического регламента – в предполагаемых поправках Правила ЕЭК ООН не упоминаются.
Далее – о новшествах.
C 21 по 24 июня 2016 года в Женеве прошла сессия Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств Европейской экономической комиссии ООН. На сессии были внесены изменения в Правила ЕЭК ООН №44.
О чем идет речь?
Во-первых, предложено запретить использование адаптеров в качестве самостоятельных детских удерживающих устройств. То есть в составе детских удерживающих устройств их применять разрешается, а на отдельно взятый адаптер сертификата не получить.
Во-вторых, предложено наложить ограничения на использование бустеров. Отныне на них разрешается перевозить детей ростом свыше 125 см. Причем на самом бустере будет соответствующая табличка.
Из сообщений пока не совсем понятно, приняты ли поправки в Правила ЕЭК ООН окончательно и в какой срок они вступят в силу. Но уже сейчас их стоит выполнять. И вот почему.
С 1 января 2015 года в России произошло разделение требований безопасности:
требования безопасности при движении по дороге, базирующиеся на законе «О безопасности дорожного движения» и Правилах дорожного движения;
требования безопасности к автомобилям и их компонентам (детским креслам в частности), базирующиеся на законе «О техническом регулировании» и Правилах ЕЭК ООН.
Упрощая, можно сказать, что первые требования регулируют логику поведения человека, когда он передвигается в пределах дороги хоть на автомобиле, хоть пешком. Вторые выдвигают физические требования к транспортным средствам.
Но перечисленные требования входят в противоречие друг с другом, с традиционными взглядами обывателя. Легче и проще следовать традициям: есть ПДД – чего еще надо? Гораздо сложнее выполнять глобальные требования безопасности к автомобилям и их компонентам, которые содержатся в Правилах ЕЭК ООН.
Выбор за вами. И повторюсь, в сложившейся ситуации безопасность детей – это забота родителей, а не государства.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора