Представители российских автошкол просят правительство провести реформу системы подготовки водителей. В частности, от Госдумы ждут скорейшего принятия соответствующего закона. В рамках документа планируется ввести права для водителей скутеров и ограничить число попыток сдачи экзаменов в ГИБДД. Также для новичков хотят ввести отдельные скоростные ограничения.
«Ситуация с нормативным регулированием катастрофическая. Мы не можем качественно готовить водителей. Возможно, нужен отдельный закон, регулирующий допуск к управлению автомобилями», – говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.
На сегодняшний день большое число автошкол работает без лицензий, их ученики не походят официального обучения и сдают экзамены в ГИБДД, пользуясь разрешенной самоподготовкой. Цены на услуги этих фирм в два-три раза ниже рыночных, но и уровень обучения страдает. Обычно это 5-6 часов практических занятий по вождению вместо 50 часов в официальной программе обучения.
Слова специалистов подтверждает статистика. 2012 год показал рост числа дорожно-транспортных происшествий во всей стране. Причиной более 80 процентов ДТП является «человеческий фактор». На заседании круглого стола в Государственной думе в начале февраля 2013 года были обсуждены эти, и многие другие вопросы. Среди участников стола были эксперты и ученые, представители российских научных и образовательных учреждений, руководители автошкол и их профессиональных объединений, общественных организаций, органов исполнительной и законодательной власти.
Результатом встречи стало большое количество предложений, направленных на улучшение ситуации на дорогах страны. Например, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин предложил ввести водительские удостоверения для начинающих автомобилистов. «Первый уровень позволяет, к примеру, ездить только по улицам со скоростью 40-50 километров в час, второй – выезжать на скоростные шоссе», – пояснил Блинкин, сообщает «Коммерсант».
Данную инициативу поддержал начальник управления надзорной деятельности ГИБДД Александр Борисов, который добавил, что ограничения можно еще ввести «по времени суток и дням недели». Кроме того, директор Отраслевого научно-методического центра при Минтрансе Вячеслав Максимычев внес предложение ограничить число попыток при сдаче экзаменов на права, а президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева выступила с идеей обязать экзаменаторов выезжать с учениками на магистраль. По ее мнению, необходимо проверять «умение водителя управлять машиной на максимальных скоростях».
Эти ограничения планируется внести в новую редакцию законопроекта, предполагающего реформу системы подготовки водителей. Он поступил на рассмотрение Госдумы еще в 2010 году и пока все еще находится в доработке.