Говоря откровенно, пьяный тест дал не совсем те результаты, на которые мы рассчитывали. Он затевался в надежде, что алкоголь в крови подопытных водителей заставит их ездить криво и медленно и мы назидательно расскажем вам о вреде пьянства за рулем, подкрепив доводы сухими цифрами. Но слова из песни не выкинешь, и коли мы затеяли почти научный эксперимент, надо смотреть цифрам в глаза…
Впрочем, не рассчитывали мы и на итог, который вы видите на фотографии, и в этом смысле тест дал очень наглядные результаты – хоть на стену вешай. Как ни крути, даже легкое опьянение приводит к неприятностям, и самое коварное – совсем не тем, на которые ты настраивался.
А дело было так…
Сначала нашлись два добровольца, изъявившие желание рискнуть здоровьем ради науки. Была придумана методика оценки их пьяных выходок и найдено безопасное огороженное место вдали от дорог общего пользования. Пили водку по 2,5 грамма на килограмм массы тела. «Испытатель», что был потяжелее, влил в себя 200 граммов, второй – 160 граммов. Доза была разбита на два приема – в первом употребили по 1,5 грамма на килограмм массы тела, ровно через час добавили еще по грамму.
Сразу оговоримся, что мы не пытались получить универсальные результаты, и не стоит их обобщать – нас интересовала тенденция. В день теста было довольно холодно (ниже –20°), а подопытные находились в состоянии легкого стресса, так что оба фактора снизили действие алкоголя на организм. С другой стороны, пили на голодный желудок и без закуски: бананы и колбаса перемерзли и стали не вкуснее пенопласта.
Кстати, водка, охлажденная почти до температуры замерзания – тоже не лимонад, поэтому менее тренированный участник пил свои сто граммов минуты три. Причем с переменным успехом – водка шла то вниз по пищеводу, то наоборот, но все же он запихнул жидкость в свой заиндивевший желудок. Почему не оставили бутылку в теплой машине? Опасно – во время маневров она того и гляди повредит обшивку или, не дай бог, разобьется сама.
Все упражнения выполняли по несколько раз: сначала в трезвом виде, потом после каждого возлияния. Результаты фиксировали в специальной таблице.
Реакция и ориентация
Говорят, алкоголь ухудшает время реакции. Это обстоятельство мы проверяли с помощью вертикально падающей линейки, которую отпускал судья, а подопытный старался поймать как можно быстрее. И что? По ходу теста время реакции у первого участника не изменилось (0,15-0,16 секунды), у второго ухудшилось примерно на 10% – с 0,14-0,16 до 0,16-0,18 секунды. Как видим, изменения если и есть, то некритичные. Мороз, однако…
Не нарушает ли алкоголь ориентацию? Нет, друг с другом участники не флиртовали. Не ухудшилась и ориентация в пространстве: хождение по пятиметровой прямой с закрытыми глазами аномалий не выявило. Что на трезвую голову, что на пьяную – отклонение от курса не превышало 20 см, а в некоторых случаях отсутствовало: пьяные подопытные выдерживали курс не хуже трезвых перелетных птиц. Эх... Хоть за второй бутылкой беги.
Впрочем, были еще задания на скоростную езду, а в промежутках – решение экзаменационных билетов о правилах проезда перекрестка. Результат получился парадоксальным: участник №2 решил все билеты без единой ошибки, а его коллега в трезвом виде ответил правильно лишь на четверть вопросов, в обеих «пьяных» попытках – на 75%.
Зеленый змей и змейка
Неверно думать, что участники теста, выпив по 160-200 граммов, оставались абсолютно трезвыми. Возможно, низкая температура сказалась на опьяняющей способности «огненной воды», но не настолько, чтобы превратить ее в обычную. Минут через десять после первого приема подопытные явно повеселели, и прогресс настроения продолжался вплоть до окончания теста. У первого участника, к тому же, покраснел нос, а в глазах заблестел экспериментаторский блеск. Второй водитель, культурный с виду человек, стал материться чаще, а главное – качественней. И ездили оба со все большим энтузиазмом.
Первое автомобильное задание – змейка. Все очень просто: требовалось как можно быстрее объехать четыре фишки, развернуться на 180 градусов, домчаться до стартовой линии и совершить финиш «базой» – так, чтобы стартовый створ оказался между передней и задней осями. Утрамбованный снег под колесами требовал аккуратного руления и еще более аккуратной работы педалью газа. Особенно это касалось второго участника, выступающего на моноприводном автомобиле – пару раз даже в трезвом виде он запорол упражнение, забуксовав на месте во время разворота.
И каковы результаты? Минимальное время для первого участника в трезвом виде – 24,0 секунды, для второго – 22,0 секунды. Однако это вовсе не рекорд. Лучший результат (21,4 секунды) был показан первым участником, когда в нем уже сидело 200 граммов водки, а с момента первого возлияния прошел 1 час 10 минут. У второго участника «пьяные» результаты немного ухудшились, но лишь на 0,5-0,6 секунды. При этом выступления обоих были достаточно стабильны: для первого участника разброс времени составил 3,2 секунды, для второго – 5 секунд, если учитывать неудачные попытки с сильной пробуксовкой колес. Фишек участники не сбивали (хотя касания были), лишь один раз №1 проскочил финиш.
Кое-какие нюансы были заметны внешнему наблюдателю. Трезвые участники стартовали аккуратнее – берегли шипы на шинах. К змейке подъезжали осторожно и проходили ее по более крутым траекториям, держась подальше от фишек – все-таки люди смотрят.
По мере опьянения старты становились более отчаянными (черт с ними, с шипами!). К фишкам участники подлетали на большей скорости и проходили их впритирку, активнее работая рулем. Пару раз машины шоркали фишки, но не роняли.
«После приема алкоголя водить легче, – делится впечатлениями один из участников. – Меньше отвлекаешься на посторонние мысли, расслабляешься, и за счет этого лучше концентрируешься на упражнении. И вообще веселее…».
Вместе с тем езда стала более рискованной, на грани фола. То торможение впритык, то подвинутая фишка, то заглохший на старте мотор. Скорее всего, незначительное улучшение результатов первого участника объясняется пониженным чувством ответственности, ведь трезвый человек старается оставить запас на ошибку.
«Ну, да, – соглашается водитель №2 развязным голосом, – трезвый я боялся раздавить фишки, а сейчас мне как бы побоку… Поэтому ездим быстрее».
Вот если бы сначала наши герои, как пилоты «Формулы 1», проехали трассу в трезвом виде раз 50 и нашли пределы возможностей автомобиля, улучшить результат подшофе удалось бы едва ли.
Прицельная езда
Четвертое упражнение имитировало аварийную ситуацию. Представьте, что вы отвлеклись на сотовый телефон, а когда подняли глаза, увидели по курсу автомобиль, остановившийся перед пешеходным переходом. Поматерились, даже посигналили – не помогло. Единственный шанс – снижая скорость, уйти вправо и втиснуться в пространство между автомобилем и фонарным столбом. Но при этом не выскочить на пешеходный переход: вдруг на нем окажется человек?
У нас это выглядело так: от участника требовалось развить определенную скорость, начать торможение после красной черты, сделать переставку и попасть в слот из фишек, смещенный от первоначального курса вправо метра на два.
Во время пристрелочных заездов мы убедились в эффективности антиблокировочных систем. Первый водитель на машине с АБС выполнял маневр, поплевывая, на 50 км/час, второй более-менее стабильно заезжал лишь на 40 км/час: без АБС он не мог эффективно тормозить и поворачивать одновременно. Если первому достаточно было давить на тормоз и целиться в слот, то второй тормозил прерывисто, уводя автомобиль вправо в паузах между нажатиями на среднюю педаль.
Как ни странно, в пьяном виде больше фишек угробил водитель на машине с АБС – три штуки. То ли он слишком полагался на электронику, то ли сказывалась большая скорость… А может быть, мешала самоуверенность, растущая пропорционально опьянению.
Второй водитель фишки не портил, но один раз промазал мимо слота, угодив в «зад» воображаемой машине. Кроме того, автомобиль он выставлял кривее, чем в трезвом виде, да и техника управления изменилась. Выпив, он просто оттормаживался, а потом изо всех сил вращал руль – машина делала букву «зю», но в последний момент успевала протиснуться между фишек.
Пока мы рассматривали таблицу с результатами, печенки участников расщепляли алкоголь, а мозги придумывали новые проказы. Подняв глаза, мы обомлели, увидев, как пилот №1 выполняет маневр на приличной скорости… двигаясь задом! Самое интересное, что даже из такой неудобной позы он умудрился попасть в слот. Небось, в трезвом виде промазал бы, но ведь смелость города берет. Второй участник помчался доказывать, что он не хуже, и тоже справился, хотя скорость была поменьше.
«В пьяном виде ты кажешься себе всемогущим, – поведает он позже. – Вот, скажем, перед выполнением «змейки» надо было отъехать за линию старта и развернуться. А расчищенная часть там узкая, и в трезвом виде выполняешь разворот в три приема – вперед, назад, снова вперед. А пьяный просто разгоняешься посильнее, резко выкручиваешь руль – и готово. Как получается – не знаю, но получается».
Печенки меж тем трудились все усерднее… Сломав половину фишек, участники продолжали носиться по площадке уже без явной цели… И надо же было одному из организаторов подойти к ним слишком близко.
Хоп, и машина подцепляет его, точно бык тореадора… Сделав безысходный жест ногами, он падает на снег и пару секунд лежит, соображая, чья теперь очередь галить. Заезды на этом прекращаются, все норовят пощупать новоиспеченного героя и справиться о его самочувствии… К счастью, контакт пришелся по касательной, и он отделался легким испугом.
Пьяный трезвого не разумеет
Мы не измеряли концентрацию алкоголя в крови (а тем более – в моче) участников, но по внешним признакам они находились в начальной стадии опьянения. Достичь большего помешал мороз и зрители, которые выпили оставленный без присмотра реквизит. Но разве нужно доказывать, что изрядно пьяный водитель опасен?
Зато мы убедились в другой истине – опасен и подвыпивший водитель. Употребив чуть-чуть, человек кажется себе почти трезвым. Он может пройти по прямой и поймать брошенную зажигалку. Он помнит о встречах на завтра и о том, что вы должны ему денег (хотя о своих кредиторах уже потихоньку забывает). Более того, сев за руль, он способен обставить в уличной гонке иного трезвого.
Но это вовсе не значит, что он в безопасности. Дело вовсе не в способности ездить быстро, а в размытии границ дозволенного. Начальная стадия опьянения, как сумасшествие: почти незаметна для человека, но она искажает восприятие действительности. Вы становитесь немного смелее и немного дурнее, словно сбрасываете 10-15 лет водительского опыта. Появляется уверенность восемнадцатилетнего мальчишки, что все будет хорошо, и уж если кому бросится под колеса пешеход или вылетит навстречу «джигит», то точно не вам. А даже если и вылетит, вы не спасуете! Руки наливаются недюжей силой, глаза как будто начинают лучше видеть, и даже мирские заботы больше не отвлекают от вождения. Да что там, жизнь вообще начинает казаться безопасной, как мыльная опера, а вам хочется экшена, поэтому вы не прочь спровоцировать что-нибудь этакое – просто чтобы пощекотать нервы. Ну, скажем, заехать в гараж не передом, как обычно, а задом…
Но ежу понятно, что расширение границ дозволенного виртуально. Тренированный гонщик ездит рискованней, ибо он знает, что находится за гранью. Вы ездите рискованней, потому что напрочь забываете об этом. Уходит страх, но ведь страх играет на вашей стороне. Тлеющее чувство внутри непрерывно напоминало о последствиях аварий, которые вы видели в Интернете, о рассказах опытных водителей, что делать в пиковых ситуациях. Теперь этого чувства нет. Алкоголь не добавляет умения, он лишь создает иллюзию. Пока судьба благосклонна, вы кажетесь себе всемогущим. Но стоит чуть-чуть перестараться – и слышен хруст ломающейся фишки, это в лучшем случае.
Несмотря на некоторый прогресс результатов, итог нашего теста – четыре виртуальных столкновения и одно реальное, и все после принятия на грудь. Не ездите в пьяном виде: рано или поздно судьбе надоест делать поблажки…
Благодарим за помощь в подготовке материала участников теста. В целях конфиденциальности их имена остались тайной даже для нас.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА