Автолюбитель – не просто слово. Конечно, часто мы называем так всех, кто хоть раз сел за баранку, но есть и те, кому машина заменяет и жену, и любовницу, и лучшего друга.
Но и автомобиль – не только средство передвижения. Машины давно уже стали своеобразным зеркалом, в котором отражается и уровень благосостояния владельца, и его характер. К лимузинам все давно привыкли как к непременному атрибуту свадеб, как в известном мультфильме, телевизор стал главным украшением новогоднего стола. Но речь не о свадьбах, и не о телевизоре. Машина будет стоить ровно столько, сколько вы сможете за нее заплатить. Особенно если вы хотите что-нибудь поэксклюзивнее.
В Москве недавно прошла выставка самых роскошных автомобилей старины. Многие из них способны дать фору современным мощным суперкарам. И пусть количество лошадей под капотом значительно уступает новеньким Ferrari и Lamborghini, зато и экспонатам на выставке есть чем похвалиться, тем более все они на ходу и в прекрасной форме. Например, Cadillac V16 1930 года выпуска: двигатель объемом 7,2 литра и мощностью 185 лошадиных сил, этот автомобиль способен вызвать уважение одним своим видом. Как будто почти 80 лет для него пролетели как один миг: он по-прежнему сверкает, и любой желающий может его приобрести «всего лишь» за несколько миллионов евро.
Рекордсмен по стоимости, Mercedes-Benz 500K Special Roadster, немного моложе: год его выпуска – 1936. Цена – порядка 10 миллионов евро. На наших дорогах, конечно, на такой машине долго не проездишь: возраст скажется. Но заказать для себя что-нибудь особенное можно, тем более если в средствах и фантазии вы не ограничены.
Один российский олигарх не пожалел около 3,5 миллиона евро на покупку Mercedes-Benz 540К. Это один из самых редких автомобилей в мире: их было выпущено всего пять штук, а первым владельцем этого родстера был румынский монарх Кароль II.
Оставим разговоры о возможных вариантах в виде Bugatti, Bentley или Maybach. Машины, безусловно, отличные и в любом случае привлекут внимание прохожих и водителей – хотя бы из одного своего вида.
Но даже обычный, ничем не примечательный автомобиль можно превратить в шедевр искусства.
Для этого существуют так называемые тюнинг-ателье. Конечно, повесить антикрыло или поставить низкие бамперы – это мелочи. Так делают многие, но это не делает машину действительно уникальной. Аэрография – хороший способ привлечь внимание к автомобилю, особенно если рисунок выполнен талантливым и опытным художником. Здесь есть где разгуляться фантазии – цена рисунка зависит от сложности, размера и «именитости» мастера. Существует мнение, что автомобиль, украшенный аэрографией, отпугивает угонщиков. Но, судя по статистике, угоняют по-прежнему все, что плохо припарковано. А последняя тенденция – автомобили премиум-класса, но угонщики не брезгуют и машинами подешевле.
Сделать автомобиль уникальным под силу не всем – и именно для этого и существуют тюнинг-ателье. Но некоторые справляются и своими руками.
Был у меня сосед: и взял он где-то по дешевке старый «Запорожец». Как в сказке. И принялся он эту развалину восстанавливать, дни напролет что-то подкручивал, ремонтировал. Затонировал стекла, поменял обивку салона, двигатель заменил на более мощный – все своими руками. Через несколько месяцев «Запорожец» было не узнать. На том, что получилось, не стыдно было по городу кататься.
Любовь народа к автомобилям используют в рекламных целях. В Чили однажды устроили акцию, немного переделав классический конкурс с поцелуями. Только вместо женщин участникам достался автомобиль. Один на всех. Вот его-то и пришлось целовать конкурсантам. Кто больше всех продержится – тому и достанется машина. Желающих оказалось довольно много: 27 человек решили доказать свою любовь с первого взгляда. Победил 22-летний автолюбитель: он не отходил от «красавицы» более двух суток, делая лишь короткие передышки раз в три часа.
Наши люди знают: машина любит уход. Для кого-то время летит незаметно, пока он копается в гараже, полируя кузов или перебирая по винтикам двигатель. Самая красивая машина – это самая чистая. Поэтому и на чистоте экономить не стоит: слово «автокосметика» тоже несет в себе более глубокий смысл, чем принято считать.
Действительно, что может быть лучше, чем после хорошего ухода за автомобилем услышать благодарное урчание мотора?
Многие придумывают ласковые прозвища своим машинам, а некоторые даже точно знают, какого пола их автомобили. Для этого проводились специальные исследования: около 15% опрошенных посчитали, что их машины совершенно точно мужского пола, видимо, по ассоциации с верным другом или надежным товарищем. Более половины заметили, что ездят на «девочках», в основном по причине капризности и милого внешнего вида. Прозвища дают около 60% автомобилистов.
Практика показывает: чем больше вы вкладываете в машину сил, времени и денег, тем больше привязанность к ней. Главное, чтобы это было взаимно: либо она будет слушаться и станет верным спутником, либо, несмотря на все «ухаживания», проявит свой сложный характер.
Обычно чем дороже машина, тем больше денег она требует в обслуживании. Но купив Cayenne, вряд ли вы станете самостоятельно что-то подкручивать и налаживать. Скорее всего, вы обратитесь в авторизованный сервисный центр, сотрудники которого вдоль и поперек знают вашу машину. Но с какой-нибудь «семеркой» или «копейкой» владельцы обычно справляются самостоятельно. Конечно, если менять автомобиль чаще чем раз в год, вряд ли можно к нему как следует привыкнуть, но нередки случаи, когда машина вызывает жгучую ревность со стороны супруги. Мужья, как правило, не ревнуют своих жен к машинам: не так много женщин, которые могли бы самостоятельно справиться со всеми тонкостями эксплуатации автомобиля.
Но глядя на раритеты, по-прежнему сверкающие, как будто только что сошли с конвейера, понимаешь: вот она, настоящая любовь. Только так можно вернуть машине ее первоначальный блеск – когда годы идут, а классика не стареет. И эта любовь выражается в конкретной сумме денег. Что же, годы внимания реставраторов, силы, потраченные на эти автомобили, средства, возможно, даже талант – все это стоит денет, причем немалых. И через десятилетия эти автомобили становятся не просто экспонатами: они остаются машинами, которые вполне еще могут потягаться с современными авто. Но гонять наравне они не будут: «старички» занимают место в гаражах и коллекциях ценителей.
Фото: Коллаж Яны ШТОЛЬЦ