Осень все больше вступает в свои права, и хотя до морозов и снега еще относительно далеко, многие опытные водители уже советуют приобрести новый комплект зимних шин. Причем советуют все разное. Ну тут понятно – на вкус и цвет все фломастеры разные. Однако согласитесь, что мотаться в панике по магазинам в поисках «своей» резины, когда снег уже выпал и кругом очереди на шиномонтаж, не очень привлекательное занятие. Может быть, стоит все сделать не торопясь, заранее?
Вообще, по официальной статистике, больше половины всех крупных дорожно-транспортных происшествий приходится на период распутицы, хотя число участников движения в это время уменьшается. Причина очевидна: на заснеженном, скользком дорожном полотне резко снижаются сцепные свойства колеса с дорогой. Сейчас, наверное, уже никто не станет спорить, что настоящие, приспособленные под зимние условия шины лучше всесезонок. Об этом, кстати, говорит и опыт водителей из Скандинавии, и в частности финнов – признанных авторитетов по части зимней эксплуатации машин. В свое время именно финны испытали на своем самом северном в мире полигоне близ Ивало три характерные и отличающиеся по свойствам покрышки – всесезонную модель NRT, зимнюю NRT и зимнюю ошипованную Hakkapeliitta 10. Испытания подтвердили: всесезонные шины универсальны только по определению и для зимних заснеженных, обледенелых дорог малопригодны.
Особенности зимних шин
«Чем же объясняется выигрыш зимних покрышек, что обеспечивает им более высокие сцепные свойства на скользком покрытии? – объясняет специалист по автомобильному транспорту, кандидат наук Александр Звонарев. – Вся конструкция протектора подчинена главной цели – обеспечить наилучший контакт с дорогой при любом зимнем покрытии (лед, укатанный или рыхлый снег, ледяная или снежная шуга, просто мокрый асфальт). Более мощные плечевые блоки и широкие канавки между ними образуют грунтозацепы, они эффективны на рыхлом и мокром раскатанном снеге. Ламельные блоки позволяют увеличить пятно контакта шины с дорогой вследствие независимой деформации каждой «дольки», уменьшая тормозной путь и повышая устойчивость машины в повороте».
Так же Звонарев считает, что шипы резко повышают продольную и боковую устойчивость шины на обледеневшей поверхности или укатанном снегу, обеспечивая оптимальные тормозные свойства и управляемость автомобиля. Кроме того, на изготовление протекторного слоя покрышки идут особые резиновые смеси с высоким содержанием натурального каучука и добавками силикона. Такой состав позволяет сохранить эластичность протектора даже при очень низких температурах, а шине дает возможность легко приспосабливаться к микрорельефу дороги и изменениям погоды. Не меньшее внимание уделяется конструкции каркаса и форме шины. Исследования показали, что чем жестче каркас и чем ближе поперечное сечение к прямоугольнику, тем эффективнее работают грунтозацепы и плечевые дорожки и тем большее давление оказывается на концы шипов. Результат понятен, а потому разработчики покрышки неукоснительно следуют этим положениям. Что касается рисунка протектора, то здесь вариантов много. Он может быть симметричным и асимметричным (в зависимости от расположения блоков относительно центральной оси протектора), а еще – смешанный, направленный или комбинированный (в зависимости от ориентации канавок относительно центральной оси). Выбрать действительно сложно. Поэтому стоит прибегнуть к помощи специалистов.
«К зимнему сезону 2008 года уже появились новинки зимней резины, – рассказывает менеджер автомагазина Сергей. – В частности нешипованные Continental Viking Contact 5 и Nokian Hakkapeliitta R. Первые – с симметричным рисунком, в плане сцепных свойств – лидер евротестов, вторые имеют так называемые «ламели насосы», которые очень эффективно работают на отвод воды из пятна контакта. То есть их можно с успехом эксплуатировать на мокрой поверхности в распутицу. Тормозят они, кстати, тоже эффективно. Из шипованных – есть и Continental, Gislaved, Barum. Ну и, конечно, самые популярные и проверенные временем Conti Winter Viking 2».
Так что же предпочесть?
Если ориентироваться на опыт финнов, то придется признать – «рулят» шипованные шины. Их достоинства известны: на скользких зимних дорогах сокращают тормозной путь, повышают курсовую устойчивость, улучшают управляемость и динамические качества и почти исключают пробуксовку колес. У неошипованных зимних шин плюсы почти те же (кроме пробуксовки, которая снижается только на рыхло-снежном покрытии), хотя их достижения и выглядят чуть хуже. Решающим должен оставаться критерий безопасности. И шипы противоскольжения, не являясь тем не менее панацеей, значительно снижают риск. Вот почему скандинавы зимой, независимо от состояния дорог и качества их уборки, в обязательном порядке ездят на шипах.
«При покупке зимних шин можно вывести два правила, – продолжает Сергей, – не экономить на качестве и покупать резину сразу с диском. Дело в том, что каждый раз монтируя на колеса то летнюю, то зимнюю резину, вы на 15% уменьшаете срок ее службы. Бортовое кольцо растягивается, бывает, что и травмируется, то есть надежность и долговечность падают. Да и выстаивание очереди на шиномонтаж тоже занятие не из приятных. А так, все решается за 15-20 минут».
Конечно, сторонников шипованной резины много. Однако и любителей зимней нешипованной резины тоже хватает. То же самое можно сказать и о производителях. Тут выбрать непросто. Но в действительности при правильной расстановке приоритетов, учитывая модель, машину, стиль вождения, даже стиль жизни (как часто бываешь за городом, много ли ездишь по обледеневшему асфальту, хорошо ли чистят двор), выбрать можно. Поэтому не будем вводить вас в заблуждение, категорично выступая за ту или другую марку. Дело опыта и вкуса, а также советов менеджеров. Конечно, никто не может быть истиной в последней инстанции, но прислушаться к ним стоит.
Мнения же почти 700 автомобилистов по маркам распределились следующим образом:
Выбор зимней резины Nokian HKPL 5 (шип.) – 65 (9,6%),
Nokian HKPL 4 (шип.) – 67 (9,9%),
Good Year UG500 (шип.) – 31 (4,6%),
Michelin X-Ice North (шип.) – 77 (11,4%),
Continental Winter Viking2 (шип.) – 31 (4,6%),
Continental Winter Viking (шип.) – 2 (0,3%),
Gislaved NF5 (шип.) – 100 (14,8%),
Bridgestone IceCruiser 5000 (шип.) – 27 (4%),
Kleber Kapnor 5 (шип.) – 15 (2,2%),
Continental Viking Contact 3 (нешип.) – 27 (4%),
Michelin X-Ice (нешип.) – 40 (5.9%),
Nokian HKPL RSi (нешип.) – 31 (4,6%),
Другая шипованная – 39 (5,8%),
Другая нешипованная – 77 (11,4%),
Good Year Extreme (шип.) – 45 (6,7%).