Каждый водит машину так, как умеет. Как научили, и как привык. Кто-то осторожничает, а кто-то совершает неоправданные резкие маневры. Некоторые люди, садясь за руль, получают удовольствие от скорости, и год от года повышают мастерство вождения, а некоторые даже после 10 лет непрерывного стажа на дороге мало чем отличаются от новичков, настолько неуверенно они ведут машину. Практикующий психолог, психотерапевт Олег Васильев делится своими наблюдениями о психологической подоплеке тех или иных действий водителей за рулем своего автомобиля.
Еду в среднем ряду трехполосной дороги. Водитель двигающегося в правом ряду автомобиля, обогнав меня, резко перестраивается с правого ряда в средний и тормозит, так как впереди горит красный сигнал светофора. Произвожу экстренное торможение, чтобы избежать аварии. Испытываю раздражение, гнев, пытаюсь проанализировать психологические мотивы такого поведения.
Прихожу к выводу: водитель с подобным стилем вождения неосознанно проявляет агрессию, неадекватным образом в неадекватной ситуации. Следующий логичный вопрос – почему? Почему столь типичен агрессивный стиль вождения на наших дорогах? Вообще-то работа с агрессивными чувствами – это довольно частая задача в практике психотерапевта. Все мы агрессируем в силу своей общности с животным миром, созданы мы так, не нам судить – хорошо или плохо. Другое дело, как мы проявляем свою естественную агрессивность. Вот накопили мы за день зло на работе, в различных конфликтах. На дороге вот тоже добавили. А что с этими накопленными чувствами делать дальше? Чаще об этом не задумываются. Действуют неосознанно, срываясь по пустякам на тех, кто не может ответить – на близких, на детях, на животных. А на дороге эта накопленная злость проявляется в агрессивной езде с элементами неуважения к другим участникам движения. Все, что есть в психике человека, обязательно выйдет наружу – проявится в его поведении. Об этом знает каждый психолог.
На перекрестке горит красный сигнал светофора. Водители переднего ряда автомобилей стоят далеко впереди линии, перед которой необходимо стоять по правилам. Затем они делают резкий рывок и разгон со старта и, обгоняя друг друга, едут на большой скорости 100-300 метров до следующего светофора. Здесь они снова все встречаются, так как светофоры не отрегулированы на такую большую скорость движения потока, а затем делают новый рывок.
Психологический анализ в силу привычки продолжается: очень похоже, что у таких водителей обостренное желание соперничества. Когда же человеку особенно свойственно соперничать? А тогда, когда он имеет необходимость в утверждении своего «Я». Естественным это является в период формирования личности, то есть примерно с трех лет от роду. А закончиться бы этому периоду желательно с окончанием подросткового возраста, то есть годам к 15. Но, как опять же знает любой разбирающийся в психологии человек, частенько люди не полностью осваивают задачи своего возрастного развития. И тогда они по этому пункту, например, самоутверждению, застревают в том возрасте, задачу которого не освоили. Тогда психологический возраст может различаться с биологическим.
Вот и напрашивается вывод: вполне вероятно, что соперничают на дорогах так и не повзрослевшие психологические подростки, хотя с виду про этих дядей и тетей не скажешь.
Перекресток, горит красный сигнал светофора. На табло таймер отсчитывает последние секунды в ожидании зеленого: 3, 2, 1. Еще не успел загореться зеленый, сзади истерично долго звучит звуковой сигнал, подгоняющий переднего как можно быстрее рвануть с места и куда-то понестись. Испытываю напряжение, тревогу, беспокойство. Вспоминается фраза из телевизионного выступления Романа Карцева: «Надо бежать! Не помню куда, но куда-то точно надо». Так как иначе, чем в психотерапевтических категориях думать я уже разучился, мозги привычно выстраивают гипотезу: водитель, нетерпеливо сигналящий и вечно спешащий, находится сам в постоянном тревожном состоянии и напряжении и неосознанно передает своими действиями это состояние другим, и мне в том числе.
Да, тотальная тревога – бич нашего времени. Причин у нее очень много, начиная с тех, которые коренятся еще в раннем детстве и идут из неспокойной обстановки в родительской семье, до сегодняшнего дня, где подгоняют конкуренция, рынок, начальник и тому подобное. Только вот одно наблюдение: самые нетерпеливые и торопливые ездят далеко не на лучших автомашинах. Чаще на действительно дорогих и солидных авто ездят неторопливо. Не помогает, видно, добиться значительного успеха торопливость-то.
Кстати, обратите внимание, как много ездит автомобилей с повреждениями кузова. Повреждения тоже можно проанализировать. Очень часто это повреждения боковых частей – крылья, двери. Я бы интерпретировал это как проявление все того же подросткового соперничества. Машины с повреждениями по бокам будто толкались друг с другом, не желая уступать. Повреждения передних элементов кузова – это очень похоже на тревожную торопливость владельца данной машины. Ну а повреждения сзади – скорее всего, жертвы тревожно-торопливых.
Типичные для наших дорог агрессивный стиль вождения, соперничество, торопливость, ведущие к многочисленным повреждениям и другим последствиям, по моему мнению, являются внешними проявлениями таких внутренних психологических черт, как накапливаемая агрессия, психологическая незрелость, повышенная тотальная тревожность. Выше я отмечал, что все это чаще неосознаваемо, то есть действует в нас автоматически, в силу выработанной патологической привычки. Но вообще-то водить, как и жить в целом, выгодней осознанно, например, автомобиль сохраннее будет.
И, наконец, еще одна ситуация: нескончаемый поток автомобилей, медленно двигающихся в вечерний час пик. Со стороны второстепенной дороги подъезжает машина, стоит в ожидании возможности вклиниться в поток секунд 10-15, и поток останавливается. Один из водителей, делая великодушный жест, позволяет проехать своему собрату.
Чувствую радость, уважение. Водитель, пропустивший другого, проявил великодушие, собственное достоинство, доброту, также свойственные для человека по его природе, как и агрессия, страх, и желание преуспеть.
Да, в нас естественным образом присутствует все: и то, что мы условно называем негативным, и то, что позитивным. А на дороге все это внутреннее содержание мы проявляем вовне. Мы созданы очень мудро. Кто хочет возразить против этого, пусть попробует создать что-нибудь более совершенное. Поэтому все, что в нас есть, есть в нас не просто так, а для чего-то и нужно по жизни в определенных ситуациях. Только использовать это можно осознанно и адекватно.
Инструкции по эксплуатации сложного устройства, называемого человеком, вы, уважаемые пользователи, можете найти в Библии, Коране, других священных книгах основных религий, а также у классиков психотерапии, это кому что ближе. Если вам удастся хорошо освоить в отношении себя самого эту деятельность, то вполне вероятно, конечным ее продуктом будет ваша качественная жизнь. Ну и на дороге нам с вами будет легко и приятно.