Время летних отпусков заставляет задуматься о том, куда и как можно поехать, чтобы отдохнуть и получить незабываемые впечатления. Кто-то едет на дачу, кто-то летит на курорты, а кто-то садится в авто и катит куда глаза глядят. Что и как нужно сделать, чтобы отдых на колесах не стал утомительным и принес положительные эмоции и новые впечатления?
Автомобиль
Первым делом надо как следует подготовить автомобиль. Встать на трассе из-за банальной поломки – неприятно. Для того чтобы исключить непредвиденные остановки, отремонтируйте все, что требует пусть даже самого незначительного ремонта, замените все расходные материалы: моторное масло, тормозную жидкость, фильтры, свечи, ремни, тормозные колодки. Проверьте уровень масла не только в двигателе, но и в коробке передач, рулевом управлении, главной передаче. Устройте полную ревизию тормозной системе, потрескавшиеся тормозные шланги замените на новые, устраните даже малейшие подтеки тормозной жидкости. Убедитесь, что элементы подвески и ходовая часть в полном порядке, включая резиновые пыльники и чехлы. Отрегулируйте в двигателе все, что подлежит регулировке и регулируется при эксплуатации (зазоры в клапанном механизме, натяжение ремней и цепи, момент установки зажигания, карбюратор). Если аккумулятор уже подавал сигналы о том, что не сегодня-завтра он собирается уйти в мир иной, не поленитесь поставить новый. Весьма желательно отрегулировать фары и углы установки передних колес. Первое сильно уменьшит количество неприличных слов в ваш адрес при движении в темное время суток, а второе облегчит управление, повысит безопасность и сэкономит ваши деньги на недешевой резине. Все работы с автомобилем лучше закончить за пять-шесть дней до дальней дороги, чтобы у вас была возможность совершить несколько пробных поездок и окончательно все отрегулировать.
Инструменты и запчасти
Практические советы:
Важный вопрос, который стоит обдумать заранее – планируете ли вы останавливаться где-нибудь на ночь? И где именно? В придорожной гостинице, в машине, или просто на природе. В последнем случае, равно как и на кемпинге (хотя в России кемпинг не очень распространенное явление) стоит захватить с собой палатку и спальники. Если же вы собираетесь отдохнуть часок другой в машине ночью, стоит делать стоянку у поста ГАИ либо пристроиться к группе дальнобойщиков, во избежание неприятных инцидентов, которые могут случиться на пустынной трассе.
Если без сна обойтись можно, то без еды в дороге никак. Хотя бы потому, что чувство голода притупляет внимание водителя и заставляет нервничать. Можно спланировать свою поездку так, чтобы останавливаться перекусить в придорожных кафе, но можно и взять пищу с собой (что гораздо рациональней с точки зрения экономии времени). Вообще лучше брать непортящиеся низкокалорийные продукты, например, сухофрукты. Их можно жевать водителю, дабы не уснуть. Так как при жевательном рефлексе кровь поступает к коре головного мозга, что бодрит жующего.
Еду нужно брать в гибкой герметичной таре. Но будьте осторожны, привычная для вас еда в машине может превратиться в нечто непонятное: шоколад растает; колбаса станет мокрой, а хлеб и сыр обветрятся и станут твердыми. Желательно подготовить еду еще дома – фрукты и овощи помыть и порезать, а если нужно что-то приготовить, то, желательно, чтобы приготовление пищи в дороге не занимало более 10 минут.
Чтобы не уснуть, бывалые водители советуют пить во время движение особый коктейль им. Мочанова: 7 столовых ложек кофе, 7 сахара на 1 литр. Пить максимально охлажденным. Так же хорошо помогает мазь «вьетнамская звездочка». Втереть в виски и на затылок. Ее специфичный запах точно не позволит вам уснуть.
Дорога туда более муторная и утомительная, чем дорога обратно. Отдыхать вы едете уставшие и измотанные работай и серыми буднями, а поездка обратно происходит после полноценного отдыха. Вам с новыми силами, отдохнувшим и зарядившимся энергией дорога покажется короче, тем более, что путь домой всегда радостен.Автомобильный набор инструментов дополните торцевыми головками, молотком среднего веса, набором различных проводов, хомутов и проволоки, лампой-переноской и простым тестером. В любом случае, не забудьте бросить в багажник буксирный трос, особенно, если вы сами не занимаетесь ремонтом автомобиля, даже простейшим. Из запчастей берите с собой те, которые являются «больными» для автомобиля вашей марки. Например, для классических отечественных машин это верхняя и нижняя шаровые опоры, успокоитель цепи. Для переднеприводных ВАЗов – привод сцепления, электронный коммутатор. Кроме того, для практически любой машины желательно взять с собой набор лампочек и предохранителей, крышку распределителя зажигания, бегунок, пару свечей, ремкомплекты бензонасоса и карбюратора, небольшую баночку с различным крепежом. Особо стоит упомянуть автомобили с инжекторными двигателями. Весьма желательно в этом случае взять с собой дополнительно топливный насос высокого давления, датчик положения коленвала и схему управления.
Водитель и пассажиры
Что взять из одежды, зависит от цели вашей поездки и планов на отдых. Например, если вы намереваетесь провести отпуск в далекой деревне с удочкой на берегу реки или озера, ходить по грибы и ягоды в ближайший лес, то вряд ли стоит брать с собой выходной костюм и парадные рубашки с набором галстуков. А вот дополнить гардероб рабочим костюмом «для загара под машиной» весьма желательно, плюс пара рабочих перчаток для сохранения рук. Денег много не бывает, возьмите их столько, сколько считаете необходимым, плюс определенную сумму в качестве неприкосновенного запаса, рассчитанного на непредвиденный ремонт автомобиля. Специалисты рекомендуют взять еще и денег на штрафы, потому как они неизбежны. Очень часто в рассказах автопутешественников упоминаются недобросовестные гаишники, которые собирают дань с проезжающих транзитом.
С помощью атласа автомобильных дорог определите километраж до пункта назначения и выберите оптимальный маршрут. Составьте примерный график движения. За среднюю скорость можно принять 65-70 км/час, то есть исходить из того, что на каждые 100 км пути будет затрачено полтора часа. Если путь лежит через ряд крупных городов или населенных пунктов, то средняя скорость соответственно падает. Вообще, надо помнить, что средняя скорость при поездках на большие расстояния зависит не от усилия, передаваемого на педаль газа, а от количества и продолжительности остановок. В среднем на путь в тысячу километров тратится не менее 14-15часов.
Советы психологов:
Перед дальней дорогой следует обязательно выспаться. Минимум 9,5 часов. Особенно это важно для водителя, так как дорога отнимает много энергии, которой следует запастись заранее.
Все вещи должны быть собраны за сутки до вашего отъезда. При сборах в спешке ночью перед поездкой вы рискуете обязательно что-то забыть, к тому же следует принять во внимание пункт №1.
Любители путешествовать на машине советуют выезжать в предрассветных сумерках, чтобы за день можно было проехать как можно большее расстояние, а вечером остановиться на ночлег. По этой же причине, кстати, вытекает и пункт №4.
Вечерние сумерки – самое опасное время для водителей, едущих на дальнее расстояние. Дело в том, что глазу очень трудно перестроиться от дневного света к постепенно все более темнеющему. Тем более, что эффект от светлого к темному действует на водителя усыпляюще. По этому разумно будет переждать это время суток, если вы планируете ехать еще и ночью.
Остановки следует делать минимум каждые 400-500 км. При средней скорости 120 кмч это примерно каждые четыре часа. Во время таких остановок можно перекусить, размяться или просто погулять. Кстати, если в машине едут несколько водителей (это могут быть друзья либо муж/жена), рекомендуется менять водителя так же каждые 400-500 км.
Экономия времени
В отпуске каждый час времени – на вес золота. Чтобы не терять его, расспрашивая о нужной дороге местных жителей, позаботьтесь о подробной карте районов, через которые вы будете ехать. Если путешествуете на нескольких машинах, желательно заранее договориться о дневных остановках и местах ночлега. Для координации действий «экипажей» очень полезными будут карманные радиостанции типа «воки-токи». Стоит комплект всего-то $50, а помощь от него неоценимая! Прямо во время движения можно переговариваться и корректировать маршрут. Если вы едете на иномарке с низкой посадкой, лучше выбирать федеральные трассы – дороги местного значения могут оказаться непроезжими. Не забудьте под обложку паспорта положить страховой медицинский полис и записку с вашей группой крови и резус-фактором.
Едем на отечественной машине
За последние годы в России произошел некоторый прорыв в техническом обслуживании автомобилей. Ассортимент запчастей в магазинах вырос в десятки раз. Единственное, что осталось неизменным, – ненадежность отечественных автомобилей. По-прежнему любой из них может «встать колом» на трассе без видимых причин.
Помня об этом, выезжать в путешествие без инструментов очень неразумно. Также стоит взять с собой антифриз, масло и тормозную жидкость.
Так как 90% остановок в дороге связано с колесами, домкрат в автомобиле должен быть абсолютно исправен. Ключ-баллонник тоже проверьте. Желательно приобрести новый, тем более, что они стоят копейки. Старый ключ может быть с люфтом, и за две-три смены колеса грани гаек могут сточиться. Обычный насос желательно заменить электрокомпрессором со встроенным фонарем. Найти оброненный в темноте золотник с ним будет намного легче.
Также обязательно нужно положить в бардачок и комплект запасных предохранителей. Ну а ремень генератора можно заменить на дамские колготки только в рекламе. Запасной должен быть, как и буксирный трос, кстати. Также хорошо взять с собой лампочки габаритов, головного света и стоп-сигналов.
Владельцам иномарок при поломке обычно без помощи профессионалов в дороге не обойтись. Поэтому перед поездкой нужно выписать адреса и телефоны всех сервисных пунктов вашей модели, которые встретятся на пути, а также записать единый круглосуточный телефон справочной службы.
За границу на своих колесах
Если вдруг возникла такая идея, не стоит от нее отказываться. Ведь главное, что дает передвижение на колесах, – свобода и дешевизна. Вы увидите страну не с парадных витрин, а изнутри – ее поселки и городишки, мотельчики и ресторанчики. Дешевизна же вытекает из того, что, имея колеса, нет смысла ночевать в городах, где ночевка обойдется раза в два дороже. Комфорт, чистота за границей – одни и те же. Если посчитать расходы при путешествии на своем авто, то получится, что экономия очень даже ощутимая: ночевка в мотелях – от 10 долларов в бывших соцстранах до 70 под Римом (имеем в виду двоих человек). В среднем – 40. Бензин на 500 км – 25 долларов в «соцстранах» и 45 – в Италии. В среднем – 35. Завтрак, как правило, входит в стоимость номера, а на остальное – 20 долларов в первом варианте и 40 – во втором, если питаться в ресторанах. В среднем – 30. Итого – 105 долларов в день на двоих. Прибавим плату за дороги, визы, страховки – 130 «баксов» хватит.
А теперь посмотрите прейскуранты турфирм по тому же маршруту и сравните (на 10 дней – 1150 долларов на человека с «полупансионом», а с полным питанием получается 270 долларов на двоих – в два раза больше).
Кстати
Автопутешественники отмечают, что инспекторы ГИБДД по дороге к морю дерут с нарушителей штрафы в «три шкуры». Наменяйте побольше 50- и 100-рублевых купюр. Это самые ходовые банкноты на дороге. Да и штрафы «на месте» платить будет проще. Кстати, в разрешении дорожных споров с гаишниками очень хорошо помогают недорогие подарки или сувениры. Кепки, майки с символикой вашей фирмы или города, ручки, зажигалки смягчат гнев инспектора, и вы отделаетесь предупреждением.
В статье также использованы материалы сайтов www.avtolikbez.ru, www.newhouse.ru, www.autopilotka.ru.