Все рассуждения о взаимоотношениях прекрасных дам и автомобилей обычно сводятся к описанию типично женской манеры вождения и использования зеркала заднего вида исключительно для того, чтобы накрасить губы. Тема вечная и абсолютно избитая, поскольку мы, мужчины, что греха таить, полагаем, что все с приставкой авто- и мото- относится к нашему суровому мужскому миру и барышням туда вход заказан. Хотя бы в преддверии самого весеннего праздника стоит признать, что такое мнение, мягко говоря, не совсем верно. Мужчины нижеследующую «крамолу» могут не читать, хотя факты очень даже любопытные.
Берта и Карл
А вот что было бы, не женись Карл Бенц на энергичной девушке Берте Рингент? В 1871 году, когда была создана еще одна немецкая «ячейка общества», вряд ли кто думал, что этот брачный союз войдет в историю.
Карл был одержим идеей создания двухтактного двигателя внутреннего сгорания. В 1879 году, во многом благодаря своей спутнице жизни, конструкторские изыскания увенчались успехом, и Бенц начал думать о постройке самодвижущегося экипажа. Компаньоны его не поддержали, считая эту затею пустой тратой денег, и Карлу пришлось заниматься воплощением задумки с единственным помощником Розе.
Они разрабатывали агрегаты будущего самохода, которые вскоре станут непременными атрибутами всех автомобилей в мире: дифференциал, высоковольтная катушка электрического зажигания, испаряющий карбюратор… Первые испытания модели особенного оптимизма не внушали. Моторный экипаж постоянно ломался, сложно сказать, где чаще можно было увидеть Бенца – за рулем агрегата или под ним (впрочем, многие наши соотечественники даже через сто с лишним лет спустя прекрасно понимают, что это такое).
Берта, в отличие от многих жен, не стояла над душой и не припоминала, сколько более значимых дел по хозяйству можно было сделать вместо возни с железками, а сама живо интересовалась изысканиями мужа. Изрядно нервничающему Карлу эта поддержка была ой как нужна. В начале 1886 года он все-таки получает патент на «экипаж, приводимый в движение газовым двигателем» и начинает на этом экипаже кататься по безлюдным окрестностям тихого городка Мангейма. Дальше поездок с ветерком дело, правда, не доходило – за два года Бенц построил еще два трехместных автомобиля понадежнее опытного образца и заметно мощнее (мотор развивал мощность до 2 л. с.), но вся затея оказывалась абсолютно коммерчески невыгодной.
И вот тут за дело взялась Берта. Успевшая за семнадцать лет совместной жизни вырастить двух сыновей и до винтика изучить самодвижущиеся механизмы, она поняла, что без хорошей PR-кампании перспективный проект дальше Мангейма не поедет. Ранним утром Берта вместе с сыновьями, снарядив авто, отправились в первый в истории автопробег протяженностью в 180 км из Мангейма в Пфорцхейм. Бравая фрау стала не только организатором первого автопутешествия, но и совершила первый в мире ремонт автомобиля в пути. По дороге вместе с сапожником пришлось менять кожу тормоза, с кузнецом – укорачивать растянувшуюся цепь, самостоятельно изолировать провод шелковым чулком и чистить бензотрубки шляпной булавкой.
О необычной поездке заговорила вся Германия, на детище Бенца обратили самое пристальное внимание, а дальше – слава, успех, деньги. Как знать, на чем бы мы сейчас ездили, не будь у Карла такой спутницы жизни.
Need for speed по-женски
Вдавливать в пол педаль газа, оказывается, тоже не исключительно мужская забава. Сначала появились автомобили, потом – желающие доказать всем, что они самые быстрые водители, а затем дамы наглядно продемонстрировали, что быстро ездить они не только любят, но и умеют не хуже мужчин. Начало было положено в 1901 году в грандиозной по тем временам гонке Париж–Берлин (1100 км). Среди 122 участников на 32 месте финишировала француженка Камилла дю Гас, к сожалению, быстро к автоспорту охладевшая. Это был своеобразный «первый звонок».
Гром грянул в 20 годы, когда за руль села чешка Элишка Юнкова. За четыре года гонок она собрала внушительную коллекцию из 56 (!) кубков, в ее активе победы в горных и кольцевых гонках, спринтах и марафонах на сложных трассах вроде «Спа» или «Тарга Флорио». Трагическая гибель мужа, богатого банкира и страстного гонщика, прервала спортивную карьеру Юнковой.
Засветились девушки на раллийных трассах. Француженка Мишель Мутон – единственная представительница прекрасного пола, которой удавалось выигрывать этапы чемпионата мира по ралли. В 1982 году в паре с Фабрицией Понс она была одним из наиболее вероятных претендентов на победу и, скорее всего, получила бы ее, если бы не поломка КПП.
Наши современницы гоняют не хуже своих звездных предшественниц. Ютта Кляйншмидт в 2001 году на Mitsubishi победила в культовом (и, увы, безвременно почившем) Париж–Дакар, очень хотела покорить Дакар Андреа Майер сначала на мотоцикле, а потом за рулем Mitsubishi Pajero Evo, а Элизабет Жастину мечтала выиграть самую престижную гонку на грузовике Renault Kerax.
Кстати, любительницам быстрой езды на заметку: рекорд скорости среди женщин принадлежит американке Кейт Бридлоу и составляет 496,566 км/ч. Ее муж разогнался на том же автомобиле до 893,366 км/ч, установив рекорд скорости, который, правда, давно побит. А вот достижение миссис Бридлоу пока держится. Только не пробуйте его поколебать на дороге!
Специфическая ориентация
Автопроизводители уже давно поняли, что женщины – очень многообещающая аудитория. Есть забавная гипотеза, что первый закрытый кузов «купе» был сконструирован во Франции в начале XX века именно в угоду женскому полу. Конструкция защищала прическу и шляпку от порывов ветра, вот только выглядела не слишком элегантно и больше напоминала телефонную будку.
Первый, по-настоящему дамский, автомобиль – дело рук Карла Боргварда. В отличие от большинства моделей, которым традиционно дают мужские имена, эта машина была названа красивым женским именем Isabella. Вскоре появилась очень симпатичная «сестра» – Isabella Coupe, которая стала настоящей девичьей мечтой не только из-за внешнего вида, но и благодаря легкому управлению. Сам Боргвард при создании авто прислушивался к советам представительниц прекрасного пола. Это отразилось на обивке салона, запирающемся перчаточном отделении (так что сумочки можно было спокойно оставить в машине) и выборе цветовой гаммы. Все эти детали сыграли важную роль в сбыте машин.
Сейчас каждая уважающая себя компания не забывает о моделях, ориентированных на милых дам. За примерами далеко ходить не надо: Volkswagen Polo и Golf, Opel Tigra, Renault Twigo, Suzuki Vitara, FIAT Punto, Peugeot 206. Как правило, они отличаются небольшими размерами, чтобы увеличить маневренность и облегчить вызывающий столько затруднений у дам процесс парковки.
Самыми важными параметрами, по мнению самих женщин, в автомобиле являются безопасность, комфорт, простота в эксплуатации, маневренность, а из обязательных приспособлений необходимо (или, по крайней мере, очень желательно) наличие подушки безопасности, АКПП, регулировки сидений, кондиционера и электростеклоподъемников. Усилитель руля и ABS тоже очень желательны.
Вообще, описать идеальное дамское авто очень и очень сложно. Как показывают практика, в нашей стране женщины охотно осваивают то, что есть в наличие (все-таки отдельная машина для каждого члена семьи – скорее исключение – до Запада нам еще далеко), будь то «шестерка» или Land Cruiser Prado.
Если же есть возможность выбора, то каждая автолюбительница приобретает машину, вопреки расхожему мнению, не под цвет сумочки, а исходя из рода занятий, склада характера, состояния души и, разумеется, финансовых возможностей.