Продажи новых автомобилей в России с начала года упали на 25%, а средний ценник вырос на 21%. По словам экспертов, пока предсказать, как изменятся цены через полгода, невозможно – это будет зависеть от курса рубля.
После зимнего ажиотажа, вызванного девальвацией рубля, на авторынке наступило затишье. Россияне перестали приобретать новые автомобили – спрос на них с начала года серьезно снизился. По данным аналитического агентства «Автостат», с начала года продажи новых легковых автомобилей упали на 38%. В этом году было продано 487,6 тысячи штук.
Несмотря на серьезный спад продаж, средний чек все же вырос на 21%, до 1,181 млн рублей. Сильнее всего вырос средний ценник на иномарки – на 24,5%, до 1,353 млн рублей. Средние цены автомобилей российских брендов поднялись не столь значительно – на 14,9%, до 482 тысяч рублей.
Укрепление курса рубля сказалось и на ценах. Так, в апреле-мае многие автопроизводители начали корректировать свои прайс-листы в сторону снижения. Впрочем, прошлогодних цен и выгодных акций потребителям ждать в ближайшее время не стоит. По словам экспертов, ценообразование в этом сегменте во многом будет зависеть от того, как поведет себя рубль.
За четыре месяца этого года россияне потратили на новые автомобили 575,7 млрд рублей, что на 25% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (764,7 млрд рублей), отмечают эксперты агентства.
«Ценовая политика автопроизводителей, особенно иностранных, во многом зависит от курса рубля, – говорит ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. – На фоне девальвации в конце прошлого года цены на автомобили резко выросли, а сейчас, после некоторого укрепления курса российской валюты, компании вынуждены немного отыгрывать их назад. Пока непонятно, как поведет себя рубль в дальнейшем, поэтому и вопрос с ценами будет оставаться открытым. Можно лишь утверждать, что в условиях падения рынка производители и дилеры вынуждены предоставлять скидки и спецпредложения на автомобили, которые помогут привлечь клиентов в автосалоны».
Любопытно, что покупательский спрос сместился в сторону более бюджетных вариантов. Как констатируют эксперты аналитического центра «АльфаСтрахование», по итогам первого квартала лидерами продаж на рынке стали Lada, Hyundai, KIA, Toyota, Renault.
Впрочем, и по лидерам наблюдается заметное снижение спроса. Так, в первом квартале продажи российских автомобилей по сравнению с прошлым годом упали на 25%, KIA – на 15%, Toyota – на 31%, Renault – на 41%. Наименьшее снижение показали продажи Hyundai (4%).
Прогнозы экспертов как по дальнейшей динамике рынка, так и по ценовым тенденциям очень осторожные.
По словам руководителя управления маркетинговых исследований и анализа «АльфаСтрахование» Александра Лильпа, на динамику рынка, стратегии производителей и дилеров влияет множество факторов, таких как ключевая ставка и ставка по автокредитам, волатильность курса национальной валюты, ожидания населения.
«Мы ожидаем относительной стабилизации ситуации в июне, возможно, и в мае», – говорит Александр Лильп, уточняя, что речь идет о сокращении темпов падения рынка, а не возвращении на уровень прошлого года. «В пользу этого говорят относительная стабилизация курса национальной валюты, снижение ключевой ставки, как следствие, снижение ставок по кредитам, введение программ стимулирования продаж со стороны дилеров, а также, надеюсь, прекращение «шока» у населения», – добавляет эксперт.
«Если есть необходимость, а главное возможность купить автомобиль, то нужно покупать, а не выгадывать. Потому что рынок и цены на авто зависят от макроэкономических факторов, а как они поведут себя в дальнейшем, предугадать довольно проблематично», – считает Азат Тимерханов.
Впрочем, если запастись терпением, походить по салонам, сравнить предложения, то вполне реально найти машину с очень хорошей скидкой, уверен руководитель проекта «Авто» сети городских сайтов RUgion Артем Краснов. По его словам, способов сэкономить при покупке автомобиля несколько.
Во-первых, дилеры распродают остатки машин 2014 года и даже 2013/2012, на них действуют скидки, иногда цены примерно равны прошлогодним, хотя у большинства они ниже актуальных, но выше уровня 2014 года.
Во-вторых, у дилеров бывают и прямые скидки иногда на определенные комплектации машин, иногда – по запросу. Так что нелишним иногда будет спросить про скидки.
В-третьих, есть программы утилизации трейд-ин, которые позволяют получить скидку 40-50 тысяч.
Что касается льготного автокредитования и «дешевых» кредитов от самих производителей, то здесь, замечает Артем Краснов, очень много подводных камней, дополнительных расходов, вроде страховок. Так что нужно в каждом случае считать кредит до копейки, чтобы «льготная» ставка не обошлась слишком дорого.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com